Основными направлениями деятельности института (далее ИРНШ) являются проведение прикладных научных исследований в области региональной и этнокультурной составляющей содержания образования РТ; обеспечение образовательных организаций республики учебно-методическими комплексами с учетом требований ФГОС, его региональной и этнокультурной составляющей; разработка, внедрение инновационных (экспериментальных) образовательных программ и повышение квалификации педагогических кадров.
I. О проведении прикладных научных исследований
В рамках научно-исследовательского направления ИРНШ ведет исследования в области тувинского языкознания, литературоведения, методики преподавания родного языка и литературы, этнопедагогики. Изучаются методологические основы социолингвистических исследований, начаты мониторинги выявления языковой ситуации в сфере образования.
Доктор филологических наук М.В. Бавуу-Сюрюн занимается научными проблемами тувинского языкознания, тюркологии и социолингвистики. Вопросы лексикологии и диалектологии тувинского языка в сравнительном анализе с другими тюркскими языками отражаются в исследованиях кандидата филологических наук Е.М. Куулар. Закономерности становления тувинской драматургии, эволюции жанров драмы исследуются кандидатом филологических наук А.Х. Херел. Под руководством кандидата педагогических наук А.С. Шаалы институт продолжает исследование на тему «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи в Республике Тыва».
II. Обеспечение учебно-методическими комплексами, из региональной и этнокультурной составляющей
Быстро меняющийся мир и внедрение ФГОС третьего поколения в систему образования ставят перед институтом приоритетную цель – обеспечение образовательного процесса учебно-методическими комплексами по родному языку и литературе, которые войдут в Федеральный перечень учебников Министерства просвещения Российской Федерации. Для достижения данной цели необходима разработка линеек учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями обновленных стандартов и прохождение региональных и федеральных экспертиз. При этом стоит напомнить, что в этом году под руководством Федерального института родных языков сотрудники института разработали федеральные рабочие программы по родному языку и литературе для 1-11 классов согласно обновленным ФГОС. Работа прошла экспертизу и передана в Минпрос для утверждения.
Что представляет собой разработка УМК? Согласно требованиям Минпроса, в первую очередь, это учебные пособия/учебники по родному языку и литературе. Далее рабочие тетради предметов, методические руководства к учебным пособиям. Обязательной составляющей являются электронные формы учебников.
Институтом начаты первые шаги, состоялась встреча с представителями АО «Издательство «Просвещение» для дальнейшего сотрудничества по изданию УМК. Наиболее сложной задачей является создание электронных форм учебников и регионального электронно-образовательного ресурса.
Институт принял участие в разработке, обсуждении и экспертизе Стратегии государственной поддержки развития тувинского языка в период с 2024 до 2033 гг. и выстраивает работу в соответствии с её основными направлениями. Документ в окончательном виде был принят 30 мая 2023 года на заседании Государственной комиссии по вопросам реализации языковой политики и сохранения национального языка в Республике Тыва при заместителе Председателя Правительства Республики Тыва Орлане Денек-ооловиче Сарыгларе. Совместно с Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований разрабатывает план реализации («дорожную карту») Стратегии.
III. Разработка и внедрение инновационных дополнительных образовательных программ, повышение квалификации педагогических кадров
С целью обеспечения благоприятных условий для развития этнопедагогики и этнокультуры в Республике Тыва на базе МБОУ «Гимназия № 9 г. Кызыла» функционирует Ресурсный центр этнопедагогики. На базе центра разработаны и внедрены в 2022/23 учебном году примерные дополнительные образовательные программы 12 спецкурсов и проведено их научное сопровождение.
Институт является координатором реализации государственной программы РТ «Развитие государственных языков РТ на 2021-2024 гг.», исполнителем гранта РНФ на тему «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи в РТ».
Издает научно-методический журнал «Башкы» в электронном формате (№ 1 на тувинском языке, № 2 – на русском). В Год педагога и наставника добавилась новая рубрика «К Году педагога и наставника», на страницах которой публикуются материалы о наставниках из самых разных профессий.
Направления и виды деятельности осуществляют 2 лаборатории: тувинской филологии и этнопедагогических исследований, а также издательско-полиграфический отдел. С 2022 года в структуру ИРНШ вошла редакция журнала «Башкы». По состоянию на 2023 год в Институте работают 29 штатных единиц, из них научно-методический состав – 12. Есть 1 доктор наук и 3 кандидата наук. В Год педагога и наставника заведующая лабораторией этнопедагогических исследований ИРНШ Алевтина Шаалы удостоена почетного звания «Народный учитель Республики Тыва».
С более подробной информацией и фотографиями можно ознакомиться в нижеприведенном слайде