Методика. Несколько простых советов, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению

  1. В доме обязательно должна быть библиотека, в которой книги не должны быть лишь украшением интерьера, а служить источником радости.

2. Родители должны постоянно поддерживать интерес к чтению: задавать ребенку вопросы, удивляться, выслушивать мнение о прочитанном, не забывать о спокойном, интеллигентном отношении к юному читателю, поблагодарить за беседу.

3. Надо дарить ребенку красивые книги, учитывая его интересы. Можно подарить книгу своего детства, делясь радостными впечатлениями.

4. Обязательно запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что он медленно читает и ошибается; следует похвалить хотя бы за маленькие успехи.

5. Иногда взрослым следует превращаться в Незнайку, чтобы ребенок захотел рассказать или прочитать фрагменты книги.

6. Читайте детям вслух с самого раннего детства, берите с собой в библиотеку, учите пользоваться её фондами, делитесь впечатлениями.

7. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы, рисуют иллюстрации к забавным эпизодам.

8. Подпишитесь на журналы (на его имя).

9. Пусть ребенок читает своим домашним, младшим братьям и сестрам, которые не умеют читать.

10. Поощряйте за успехи в чтении новой книгой, принадлежностями для рисования.

11. Можно вести список прочитанных книг, авторов, отмечать прогресс.

12. Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда вы едете (до и после поездки).

13. Во время поездки в машине юные путешественники пусть слушают записи фрагментов литературных произведений.

14. Вместе со взрослыми составляют летопись путешествия.

15. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

16. Перед совместным просмотром фильма посоветуйте детям прочитать книгу, обсудите экранизацию (понравилось, не понравилось, чем?)

17. Во время домашних праздников предложите детям нарядиться в костюмы литературных героев, разыграйте сценки-диалоги, прочитайте монологи.

18. Нарисуйте открытки своим родным, пусть сами дети придумают и напишут поздравления с Днем рождения или с другими праздниками.

19. Издайте с помощью компьютера книжечку семейного творчества.

20. Пусть дети посещают мероприятия, которые проводятся в библиотеках.

21. Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развивать навыки чтения и уверенность в себе.

22. Можно сформировать привычку читать в постели перед сном.

В заключение фрагмент из книги современного писателя Владислава Крапивина «Гваделорка».

В библиотеке учёного беседуют двое. Дед профессор и внук-школьник.

— Дедушка, у вас книги по всем комнатам. Столько тысяч. Ты их все читал?

— Нет, многие нужны как справочная литература. Хотя в общем-то читал немало. Ради дела и ради удовольствия…

— Но ради дела… сейчас же почти все можно отыскать в интернете…

Дед был не против беседы с мальчиком, он пребывал в благодушном настроении.

— В интернете есть далеко не все, дорогой мой, не обольщайся. К тому же книга – вещь незыблемая. Она придаёт прочность бытию.

У Вани как-то зашел разговор с дедом-профессором. Дед спросил: «А сам-то ты Чехова читал? Или знаешь про несчастного Ваньку понаслышке?» Ваня сделал вид, что обиделся. Сообщил, что не только читал, но даже учил рассказ наизусть, почти целиком. В третьем классе. Для выступления на посвященном Антону Павловичу утреннике, и не выдержал, хихикнул.

«Милый дедушка Константин Матвеевич, то есть Макарыч… Сделай божецкую милость…» — посмеялись тогда.

Вопрос: Почему засмеялись дед и внук, припоминая чеховский рассказ «Ванька»? В чем проявился юмор

Сарыглар Елена Байыр-ооловна — педагог-библиотекарь МБОУ Хову-Аксынская школа Журнал “Башкы” 2020 г.