Заклички как разновидность детского календарного фольклора у тувинцев

Кара-оол Чинчи Александровна.

Аннотация: Данная статья посвящена закличкам в детском фольклоре тувинцев. Автор приводит примеры закличек, собранные им в полевых исследованиях в Туве.

Детский фольклор календарного жанра заклички (кыйгырыглар — у тувинцев) входит в ряд произведений детского творчества, связанного с природой, календарными датами, имеющими сезонный характер. Это песенные обращения детей к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Они имели цель позабавиться, повеселиться, потешить себя и своих сверстников.

Следует отметить, что материалов по данному виду народного творчества тувинцев в научной литературе встречается крайне мало. Так, отдельные сведения по закличкам имеются в сборнике по детскому фольклору С. М. Орус-оол «Матпаадыр» (Орус-оол, 1991: 165).

Проблема изучения остается актуальной и на сегодняшний день. Дети к 11 годам уже могли сочетать исполнение мелодии, слов, игры, импровизации и соотносить свое исполнение с окружающей действительностью, временем и пространством. По мнению К. Б. Салчак, детский период связан с физическим развитием и нравственным ростом ребенка. Ребенок способен осознавать смысл многих нравственных правил, взглядов, что ему можно внушать мысль о необходимости самостоятельных действий, ознакомить с требованиями общества, людей и особенностями жизни (Этнопедагогика … , 2009: 31).

В детских закличках дети тувинцев обращались к солнцу:

Хунээрек хунеп кел, Солнышко, выгляни,

Холеге чаштына бер Спрячься тенечек!

Хунеп кел хунээрек, хунепкел! Выгляни солнышко, выгляни!

Суттуг тара бээр мен! Дам тебе пшено с молоком!

Изиг хун, кел, кел! Приди, приди солнышко

Соок хун чор-чор! А ты холод уходи — уходи!

(Полевые материалы автора — далее ПМА, 2011–2012 г., информат Кара-оол Саяна Александровна, 1974 г. р., уроженка Кызыльского района, поселка Баян-Кол).

Данную закличку дети исполняли, кружась вокруг себя, раскинув в стороны свои руки, ладонями вверх и глядя в небо.

Или, например, они исполняли заклички тучам (облакам):

Кара булут коже бер, Черная тучка переходи,

Ырак черже чоруй бар, Уходи на далекие края

Кара булут чоруй бар, Черная тучка уходи,

Ак булут бээр кел! Белая тучка приходи!

(ПМА, 2012–2013 гг., информант Сенди-Хуурак Ульяна Александровна, 1956 г. р., уроженка Кызыльского района, поселка Баян-Кол).

Дети обращались к радуге (челээш). Важную роль в таких закличках играют звуковые и ритмические повторные слова:

Челээш, челээш, Радуга, радуга,

Чеди оннуг челээш, Семицветная радуга

Челээш, челээш, Радуга, радуга,

Чараш оннуг челээш! Красива цветами радуга!

(ПМА, 2011–2012 гг.).

В ветреные, пасмурные и холодные дни дети исполняли в заклички, обращаясь к дождю: «Изиг хунчор — чор, чаашкын чаг — чаг!» («Уходи-уходи солнышко, дождик лей!»).

Играя на дворе, или на улице, дети радостно играли и пели хором весеннему дождю:

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг Дождик, дождик, лей, лей!

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг! Дождик, дождик, лей, лей!

Чаашкын, чаашкын,чаг, чаг! Дождик, дождик, лей, лей!

Чараш чечек, унзун – унзун! Цветочки вырастайте!

Например, дети, с помощью закличек и свиста могли «вызывать» ветер:

Салгын кел, кел! Приди, приди, ветерок!

Сериин салгын, Прохладный ветерок,

Кел, кел, кел, кел! Приходи, приходи, приходи, приходи!

(ПМА, 2013 г., информант Биче-оол, Биче-Уруг Байкараевна, 1929 г. р., уроженка Кызылского района, поселка Бяан-Кол).

Надо сказать, у алтайцев данная тема звучит следующим образом:

Салкын, кел!Салкын, кел! Приди, ветер!Приди, ветер!

Самтар борким берейин Я отдам тебе свою мохнатую шапку

Эзин кел!Эзин кел! Приди, ветерок!Приди, ветерок!

(Чочкина, 2003: 85).

И наконец, в современной Туве детском календарном фольклоре тувинцев бытуют закличка «обращения к огню»:

Куус, куус!Куус, куус! Гори!

Хып кел! Хып кел одум Гори огонь!

Куус, куус!
Куус, куус!
Куус, куус!
Куус, куус!

(ПМА, 2012 г., информант Кара-оол Севильбаа Байкараевна, 1934 г. р., уроженка Кызыльского района, п. Баян-Кол).

Данную закличку дети приговаривают, когда не могут разжечь огонь. По сведениям С. Кара-оол, исполняя эту закличку,они дуют, изображая звук раздувания огня.

Схожую закличку можно встретить у соседних народов, например в алтайском детском фольклоре:

Куй, одым,
Куус, куус!
Куус, куус!
Куй, одум, Гори, огонь,

(Чочкина, 2003: 89–90).

Кроме того, дети приговаривали, когда они не могли поймать бабочку, обращаясь к ней с приговоркой:

Хооп, хооп, Бабочка, бабочка,
Ховуй, хооп, Маленькая, бабочка
Холумга хон, Приземлись в ладошку,
Ховуй, хооп! Маленькая, бабочка!

(там же, 7).

Обращения к ястребу (дээлдигенин алгырарынга):

Дээлдиген оңгак карак, Ястреб большая глазка,
Дылдый хоок,Дылдый хоок! Дылдый хоок!Дылдый хоок!
Дезиг чуве дезе берем, Улетай трусишка
Дылдый хоок! Дылдый хоок!
Дылдый хоок! Дылдый хоок!

(Орус-оол, 1991: 7).

Данные заклички имели магическую силу и выполняли особую функцию. Здесь показывает не разрывную связь с природным миром, характерные для архаического сознания, определяют веру в возможность воздействия на природу.

По нашему мнению, детские заклички способствовали не только развитию у ребенка координации движения, развивала дыхание, память, творчество. Она, по народным убеждениям, носила сакральный характер, поскольку в игровой форме дети учились общению и обращению к силам природы. Так, по словам информанта С. Кара-оол, «после этих детских причитаний, как ни странно небо становилось ясным, и солнышко начинало светить и ветер притихать».

В традиционной культуре считалось, что дети могут успешно воздействовать не только на погоду, но и на животный и растительный мир. Поэтому в некоторых странах они нередко принимали участие в соответствующих обрядах. О. В. Хухлаева, отмечает что «дети являлись непременными участниками календарных праздников, сопровождающихся заклинаниями, благопожеланиями» (Хухлаева, 2008: 167–168). В. П. Аникин пишет, что детский земледельческий календарь, «магическая поэзия» образует свои циклы, зависящие от смены детских забав, первых посильных дел в доме и поле. Например, ребенок, воспитываемой и обучаемой в житейской премудрости всеми помыслами был направлен к осознанию зависимости благополучия и счастья от того, как пойдут дела, сколько старания вложит в них сами люди (Аникин, 2001: 571).

Таким образом, заклички в детском календарном фольклоре тувинцев выполняют функции приобщения детей к сакральным силам природы. Дети получают первые навыки общения с духами природы, воздействия на силы природы.

Список литературы:

Аникин, В. П. (2001) Русское устное народное творчество. М. 726 с.
Орус-оол, С. М. (1991) Матпаадыр. Кызыл. 255 c.
Хухлаева, О. В. (2008) Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. Новосибирск. 248 с.
Чочкина, М. П. (2003) Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск. 156 с.
Этнопедагогика тувинского народа (2009) / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шалыы. Кызыл. 212 с.
Источник: https://www.tuva.asia/journal/issue_28/8360-kara-ool.ht

Материал взят со страницы международного центра “Хөөмей”.
Фото из открытых источников.