О курсах повышения профессиональной квалификации для учителей тувинского языка и литературы

1 марта 2024 года завершился курс для учителей тувинского языка и литературы, методистов кожуунных Управлений образования Тувы по теме «Проблемный анализ произведения: повесть «Яма» А.А. Даржая». Курс был также приурочен к юбилею Народного писателя Республики Тыва А.А. Даржая. Программа была очень насыщенной: в течение трех дней было проведено 3 больших модуля. В рамках данного курса участники имели возможность слушать интереснейшие лекции известных ученых, писателей, а также учителей.

Перед слушателями выступили: У.А. Донгак, к.ф.н., зав.сектора литературы ТИГиПСЭИ, Народные писатели РТ – Н.Ш. Куулар, главный редактор книжного издательства им. Ю.Ш. Кюнзегеша, М.А. Кужугет, ст. преподаватель кафедры тув. филологии и общего языкознания ТувГУ, зав.лит.музеем при ТувГУ; учитель-методист, Заслуженный учитель РТ Л.Х. Ооржак; А.М. Соян, зав.каф.тув. филологии и общего языкознания ТувГУ; Ш.Ю. Кужугет, к.ф.н., ст.науч.сотрудник лаб.этнологии и лингвокультурологии, зав.каф. педагогики и методики дошкольного и начального образования института им. А.А.Даржая; В.В. Монгуш, зав.лаборатории тувинской филологии ГБНУ МО РТ; К.К. Конзай, вед.специалист по компьютерной графике издательско-полиграфического отдела ГБНУ МО РТ, а также учителя высшей категории – Ч.Ч. Шилова, учитель тувинского языка и литературы аграрного лицея-интерната РТ и С.Н. Монгуш, учитель тувинского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Ак-Довурака.

Они представили доклады на такие интересные темы, как: «Проблемный подход к анализу литературного произведения. Литературоведческий анализ повести А.А. Даржая «Яма», «Образ повествователя в повести А.А. Даржая «Яма». Путь духовных исканий главного героя Боражыка», «Повесть А.А. Даржая «Яма» как психологическая повесть», «Современная тувинская проза в школьном изучении», «Образы героев произведений: внешний и внутренний. Вопросы оценивания человеческих отношений в повести А.А. Даржая «Яма», «Природа в литературном произведении. Роль пейзажной детали в повести А.А. Даржая «Яма», «Образ мира и образ персонажа в литературном произведении», «Цифровые образовательные ресурсы. Электронное обучение, как новая модель образовательной среды», «Сценическая интерпретация повести А.А. Даржай «Яма», «Персонажи, рассказчик, повествователь, образ автора в эпическом литературном произведении», «Художественное пространство, время и события в повести «Оңгар» / «Яма».

В практической части учителя представили свой опыт по методике преподавания тувинской литературы в школе. Можно было увидеть их любовь к профессии, творческий подход к преподаваемому предмету, интерес к организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках тувинской литературы.

Благодарим лекторов за развернутое представление анализа повести «Яма» А.А. Даржая, практический опыт в преподавании предмета «Родная (тувинская) литература». Всегда ценим наши совместные мероприятия по сохранению и развитию родного языка, истории и культуры тувинского народа. Темы учителей-практиков заинтересовали всех слушателей: Р.А. Ооржак, учитель МБОУ «Солчурская СОШ» Овюрского кожууна представила доклад на тему «Герои Боражык О. К.Саган-оола в повести «Неудержимые» и А.А. Даржая «Яма» – герои-двойники», у преподавателя горного техникума г.Ак-Довурак С.Б. Олчат-оол тема – «Образ осени в повести А.А. Даржая «Яма». Особый интерес вызвал план урока по творчеству Народного писателя РТ А.А.Даржая «Большой террор» на нашей малой Родине» (по повести А.А. Даржая «Яма»). План урока разработал учитель высшей категории лицея «Олчей» г. Ак-Довурак С.О. Ооржак. Учитель МБОУ СОШ № 2 г.Ак-Довурак С.Н. Монгуш поделилась своим опытом работы над темой «Методы преподавания литературы: метод погружения».

Обучаясь на курсах, учителя должны были выполнить проверочные работы – выполнить тест и написать сочинение. Свою творческую работу – сочинение по предложенной теме – представила учитель МБОУ СОШ с. Берт-Даг Тес-Хемского района А.Д. Доржу . Далее сообщения по теме курса представили учителя Г.Н. Буянды из с. Бурен-Хем Каа-Хемского кожууна («Воспоминания о писателе о времени»), Ф.Д. Монгуш из с. Шамбалыг, Кызылского кожууна («Проведение «Урока-дискуссии» при изучении повести А.А. Даржая «Яма»), Ч.Э. Балчый из с.Усть-Бурен Каа-Хемского кожууна («О докладах на курсе. Тема репрессии в русской и тувинской литературах»). Завершила третий день курса учитель из аграрного лицея-интерната РТ С.Б. Ондар с темой: «Поурочное планирование. Повесть «Яма» А.А. Даржая».

С оригинальным видением повести выступил ведущий специалист по компьютерной графике издательско-полиграфического отдела ИРНШ К.К. Конзай. В своей работе «Сценическая интерпретация повести А.А. Даржая «Яма» он предложил четкий план работы над инсценировкой литературных произведений. Слушатели с интересом отметили новое веяние в интерпретации повести «Яма».

Особую благодарность выражаем руководству ТИГиПСЭИ в лице директора В.Д. Март-оол и ответственным работникам за предоставленные благоприятные условия и чуткое внимание при проведении курса. Слушатели также отметили актуальность курсов и поблагодарили руководство Института развития национальной школы в лице директора Е.М. Куулар и организаторов.

Курс своих целей и задач достиг, прошел в дружественной, открытой и доверительной обстановке.