ТУВИНСКАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

Забегая вперед, отметим, что этнопедагогика, по нашему мнению, – это не только отрасль педагогической науки, которая исследует и обобщает народную педагогику, но и сложный исторический, социально-педагогический феномен, включающий в себя огромный пласт явлений и процессов в различных сферах жизнедеятельности. Например, исследование колыбельной этнопедагогики тувинского народа должно рассматриваться в контексте кормящего ландшафта, основного вида хозяйствования, аального этикета, игр и спортивных состязаний, народной музыки, экологических воззрений, религии, астрономии, мифологии и т.д., влияющих на чувства, сознание и поведение ребенка.

Что такое колыбельная этнопедагогика? Она не является отдельной отраслью педагогики (этнопедагогики), а всего лишь одно из направлений музыкальной этнопедагогики, которая существует столько, сколько существует сам народ. Сущность колыбельной этнопедагогики заключается в проявлении благоговейного отношения к ребёнку как к высшей ценности семьи (отца и матери, старших братьев и сестёр вместе взятых), далее – всего рода, племени и народа. Процесс исполнения колыбельной песни считался священным действом, наполненным, прежде всего, мыслимыми чувствами и слышимым звучанием. В совокупности сказанного колыбельную песню можно определить, как одно из направлений музыкальной этнопедагогики, сущность которой заключается в любовном отношении взрослых членов семьи к ребенку посредством мыслимых чувств и слышимых мелодичных звучаний.

Именно в таком трепетном отношении к колыбельной песне наших предков и кроется цель возрождения данного замечательного направления музыкальной этнопедагогики тувинского народа, чтобы каждый ребёнок не только слушал, но и слышал колыбельную со дня своего рождения до определенного периода детства (в зависимости от индивидуальных особенностей характера и состояния здоровья). Как известно, тувинская колыбельная этнопедагогика исходит из музыкального фольклора, представляющего собой бесписьменные традиции, т.е. она имеет устно-слуховые и безнотные основы.

В настоящее время мы почти не слышим колыбельную песню, она очень и очень редко просачивается из уст отдельных артистов (сценическое исполнение), что свидетельствует о сужении её музыкального пространства. Следовательно, тувинская колыбельная песня заглушена, она начинает исчезать даже из аальных и сельских территорий. Она же игнорируется и самой наукой: музыковедением, педагогикой, психологией, искусством, филологией. Мы много теряем, когда не исследуем, не осмысливаем колыбельную песню и не занимаемся её популяризацией. Это очень печально.

Детские песни, в частности колыбельная песня как жанр тувинского музыкального фольклора всегда соотнесена с возрастными, психологическими особенностями ребенка. Она является простой по композиции и сюжету, не создает языковой и мелодичной сложности, тем и объясняется её огромное влияние на чувства, поведение ребенка, т.е. она имеет воспитывающий характер. Колыбельную поют все взрослые члены семьи в отдельности (мать, отец, взрослые дети). Колыбельная песня, в основном, имеет ситуативный характер, зависящий от состояния ребенка. Например, если ребенок капризничает, его следует его сперва успокоить, только после этого начинать петь колыбельную (ситуация каприза). От ситуации зависит и «тудуш» – положение рук и ног, головки ребенка, т.е. родители и их взрослые дети создают телесные удобства для слушания колыбельной песни ребёнком. Кто-то засыпает лежа на коленях взрослого, кровати матери, в колыбели и т.д. Бодрствующего ребенка некоторое время держат на руках, прижимая к груди, призывая ко сну со словами «ху дээр», «караңгылаан, ху дээр». Привыкший к убаюкиванию ребенок (өпейге өөренген уруг) спит крепко, т.к. колыбельная песня обладает способностью задерживаться в мозгу долгое время.

Особой популярностью в тувинском горловом пении выступает өпей-хөөмей (мужская колыбельная песня со вставками горлового пения). По мнению З.К.Кыргыс, өпей-хөөмей (колыбельный хөөмей) является разновидностью горлового пения [2, c.81]. В большей степени, өпей-хөөмей сопровождается плавными словами «оой», «ээй», «увай дембил», «ааоой, увай дембил», «өпей-өпей оң». Подходящих для опей-хөөмей песен достаточно много, выбор делается самим отцом и (или) старшим братом. Өпей-хөөмей используется как перед сном, так и для пробуждения ребенка. Ни в коем случае не игнорируя огромное историческое значение музыкальной нотописи, как средства фиксации музыкальных произведений, в деле популяризации тувинской колыбельной песни приоритетным представляется аудио-музыка, которая представляет собой живую музыку, слышимую ребёнком. Такой подход необходим, как мы уже отметили выше, для осуществления нравственных мыслимых чувств и слышимого ребенком звучания, передаваемых исполнителями колыбельной песни. При этом естественным может стать такой факт, когда сами исполнители (родители и их взрослые дети) будут создавать свою авторскую, точнее семейную колыбельную песню. Таким образом, популяризация классических и современных образцов тувинской колыбельной песни, возможно, даст свои неожиданные новые результаты.