Становление и развитие этнопедагогических исследований в Туве. Этнопедагогика как наука

А.С. Шаалы,
кандидат педагогических наук,
зав. лабораторией этнопедагогических исследований
Института развития национальной школы

Становление и развитие этнопедагогических исследований в Туве

Этнопедагогика как наука

В современных условиях актуализируется изучение  истории становления и развития  этнопедагогических  исследований в Туве необходимо для определения их  основных направлений и признания научно-педагогических заслуг ученых Тувы и учителей-новаторов.

Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, необходимо уяснить его основные понятия. Академик Г.Н. Волков определил, что этнопедагогика, буквально обозначающее народную педагогику этно – народ, педагогика  (пайдогос) – детоводитель, относится к сфере теоретической мысли, сфере науки, которая изучает, обобщает и применяет в современном образовании положительный потенциал традиционной народной культуры и народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Она исследует специфику народной педагогики, ее возникновения, развития культуры человечества, решая научно-педагогические задачи на основе живых педагогических процессов в семье, школе, обществе. Народная педагогика, являясь предметом, а народное воспитание – объектом этнопедагогики, имеют отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – наука об эмпирических народных знаниях, представляющих собой преемственность традиционного опыта воспитания из поколения в поколение.

 

Колоссальное культурно-педагогическое наследие тувинского народа

 

        Тувинский народ за свою более чем трехтысячелетнюю историю накопил колоссальное культурно-педагогическое наследие: и фольклорная педагогика, в которой педагогические миниатюры – загадки, пословицы, поговорки и колыбельная педагогика, и героические сказания, в которых представлен совокупный  идеал совершенного человека; и этикет, и рунические памятники, несущие уникальную педагогическую информацию; и этномузыка, как кладезь мироощущения и мировосприятия; древнейшая народная обрядность с ее молениями и ритуалами, и народное прикладное искусство, праздники, игры – все то, что исторически сохранилось в памяти народа и стало этнопедагогическим сокровищем.

 

Становление этнопедагогических исследований

 

        Начало этнопедагогическим исследованиям в Туве было положено М.И.Анисовым, заведующим кафедрой педагогики и психологии КГПИ в 70-е годы. Им написана статья   «Некоторые вопросы народной педагогики в тувинских пословицах и поговорках», в которой выявлены основные источники педагогической мудрости тувинского народа и показано, что принципы, такие как природосообразность, учет возрастных особенностей в воспитании детей, присущи и педагогическим традициям тувинцев.

 

Геннадий Никандрович Волков, академик РАО, Заслуженный деятель науки Республики Тыва

        70-90 годы знаменуют собой появление научных изысканий тувинских ученых, связанных с именем академика Г.Н.Волкова, положившему начало теоретическому обобщению и систематизации прогрессивных идей и опыта народной педагогики в фундаментальном труде «Этнопедагогика».

        Историческая справка: Г. Н. Волков дважды бывал в Туве, изучал жизнь, быт, искусство, фольклор, обычаи и традиции воспитания тувинцев.   Встречался с народом, представителями интеллигенции, читал лекции по народной педагогике в актовом зале Кызылского государственного института в 70-е годы двадцатого столетия. Ещё тогда громко прозвучали слова –  этнопедагогический постулат академика: «Все народы – великие педагоги, все педагоги – народны!».  Когда С.К. Тока, первый секретарь ЦК КПСС Тувинской автономной советской социалистической республики, пригласил к нему на приём,  Г.Н. Волков был свидетелем того, как он относился к своим подчинённым. Был приятно удивлён человеческому вниманию ко всем, с кем он работал. В частности,  как он расспрашивал гардеробщицу обкома партии о семье, муже, как он работает, о детях, называя их по имени, чем помочь – этим самым он показал себя как настоящий народный руководитель республики.

Этнопедагогика академика Волкова явилась теоретико-методологической основой исследований тувинских ученых последующих лет. Он – наставник и вдохновитель научных изысканий тувинских ученых (К.Б.Салчак, К.Д.Даваа, Т.Т. Мунзук, Г.Д. Сундуй., А.С.Шаалы.

         

Народный учитель Салчак К.Б.

 

        Основываясь на этнопедагогическую концепцию Г.Н.Волкова, посвятил свою научную деятельность  К.Б. Салчак, первый, кто защитил  из Тувы в 1974 году, диссертационное исследование «Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической мысли»  К.Б. Салчак показал педагогические возможности традиционных обычаев в современных условиях, определил целесообразность идеи преемственности как условия непрерывного развития личности и народа. Особое внимание исследователь обратил на значимость трудового воспитания, показав мысль народа о том, что люди труда – самые высоконравные, самые гуманные. Они внушали детям, что человек должен добросовестно выполнять любую работу, порученную ему, что всякий труд почетен, содержание формирований трудовых умений и навыков с учетом половозрастных особенностей. К.Б.Салчак впервые составил возрастную периодизацию в народной педагогике тувинского народа.        

        Основным постулатом педагогических идей К.Б. Салчака, оказавших влияние на образование и науку Тувы, можно выдвинуть следующий: являясь вечным, воспитание не остается неизменным.  В развитии общества существуют преемственные связи. Каждая ее историческая ступень застает в наличии определенный материальный результат, определенную сумму знаний, исторически создавшееся отношение людей к семье, труду, природе и друг к другу.

 

Любовь Петровна и Красс Баир-оолович – учителя тувинских учителей

 

Развитию педагогической мысли и образования в Туве, исследованиям народной педагогики тувинцев в нравственном, экологическом, трудовом воспитании, поликультурному образованию посвящались труды учителя истории, доцента ТувГУ Л.П.Салчак. Педагогическая деятельность супругов Любовь Петровны и Красса Байыр-ооловича неразрывна со становлением педагогической науки в Туве, они внесли большой зачительный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы и большую часть жизни посвятили обучению и воспитанию студенческой молодёжи в КГПИ и ТувГУ. В первом их совместном труде «Развитие тувинской народной педагогики» раскрыты ценности духовно-нравственного, экологического, трудового и умственного воспитания. Следующий совместный труд об истории образования Тувы вышел под названием «Педагогическое образование в Туве. Все, кто так или иначе встречался с замечательными педагогами, отмечают их преданность учительской профессии.

        Педагогические идеи Красса Баир-ооловича, Любови Петровны Салчак – «учителей тувинских учителей» воплощаются в педагогической практике школ Республики Тыва.

 

I этап.  Трудности становления этнопедагогических исследований – поисковый этап

В конце восьмидесятых – начале девяностых годов ХХ века К.Б. Салчак велась активная просветительская деятельность по использованию в учебно-воспитательном процессе  опыта народного воспитания, и его идеи были поддержаны Самагалтайской №1, Бора-Тайгинской, Шамбалыгской, Кызыл-Мажалыкской №2, Кызыл-Дагской школами и гимназией №9 г. Кызыла и др.

Необходимо отметить, что в 90-е годы процесс этнопедагогизации встречается с трудностями, связанными с отсутствием научно-методической, учебно-методической базы использования традиционной культуры и народного опыта воспитания в школе, в основном,  на интуитивном уровне.

В восполнении данного пробела оказали последующие исследования ученых.

 

II этап. Старт к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса (середина 90-х – первое десятилетие XXI века)

Появляются новые этнопедагогические исследования. Поставлены цель и задачи приобщения детей к традиционной педагогической культуре. Разрабатывается Концепция воспитания человека культуры в образовательных учреждениях Республики Тыва, идет создание, разработка и издание УМК – программы, хрестоматий и пособий “Улусчу ужурлар” – народоведение для 1-9 классов, открываются экспериментальные площадки (РЭП и ФЭП) в Шамбалыгской, Кызыл-Мажалыкской №2, гимназии №9 г. Кызыла. Включаются в содержание УВП школы “Улусчу ужурлар” – народоведение для 1-9 классов в экспериментальном режиме с 1995 по 2006 годы,  в Кызылском пединституте  введены специальные дисциплины по подготовке будущих учителей к использованию традиционной культуры семейного воспитания  и традиционных духовно-нравственных ценностей тувинского народа.

Все сказанное стало результатами исследований Г.Д. Сундуй, Т.Т. Мунзук, Х. Д-Н. Ооржак, А. С. Шаалы, которые стали руководить  федеральными и республиканскими инновационными площадками.

 

Монгуш Кенин-Лопсан – носитель, хранитель и проводник духовно-нравственных ценностей тувинского народа

        В становлении и развитии этнопедагогических исследований огромную роль сыграли труды доктора исторических наук, народного писателя Тувы и этнографа М. Б. Кенин-Лопсана – Человека-символа, сохранившего этическое наследие тувинского народа в своих многотомных рукописях и монографиях, носителя и хранителя духовно-нравственных ценностей тувинского народа.

Ч.М. Чулдум

 

Также значительное место в развитии этнопедагогики занимал яркий представитель тувинской интеллигенции,  учитель тувинского и русского языков, литературы, директор школы, писатель, журналист, активист просвещения родителей, педагогов и учащихся по внедрению в содержание воспитания и обучения передовых идей и опыта народной педагогики тувинского народа Ч.М.Чулдум. Им созданы как художественные, так и научные работы, имеющие прямое отношение к этнопедагогическим исследованиям, они же «кладовые» передовых идей воспитания и развития личности:  «Кырган-ававыс аптаразы» («Сундук нашей бабушки») (1989), «Тевек», «Примерное толкование некоторых терминов народной педагогики», «Шагаа – сүзүглелим» (Шагаа – моя духовная ценность),  «Улусчу педагогиканың ужук дөстери» («Основы народной педагогики»), «Номчукчунуң эскериглери» («Заметки читателя»), «Эзеңгилер кыңгыраажы» («Звон стремян»), «Тыва угулзалар, хээлер» («Тувинские узоры и орнаменты»),  разработаны программы и учебно-методические пособия.

Ондар О.Ч.

 

        В исследовании «Начальная подготовка борцов вольного стиля на основе приемов национальных видов борьбы (на примере борьбы хүреш)» О.Ч.Ондар показал историю становления и развития борьбы хүреш как средства традиционной физической культуры [118]. Этнопедагогическое значение данного исследования заключается в раскрытии воспитательного потенциала национальной борьбы, ритуала «Девиг», развития мужской доблести у борцов. Особое внимание уделено на  нравственные характеристики самого процесса проведения борьбы «Хүреш», как в правилах ведения борьбы, так и в этической культуре борцов. Внедрение борьбы «Хүреш» в содержание учебно-воспитательного процесса школы и вуза стимулирует не только физическое развитие обучающихся, но и способствует формированию культуры здорового образа жизни, волевых качеств, физическому самосовершенствованию личности детей и молодежи.  

        Өргелээр Чүвүрекович – является инициатором разработки проектов «Хүреш – в детские сады», автор программ для спортивной школы «Хүреш для детей до 7 лет», учебных пособий «Тувинские игры «кажыктаар», «тевектээр»» для вуза и школ республики. Свой опыт атвино распространяет на курсах повышения квалификации учителей народоведения республики.

 

Х.Д-Н. Ооржак

 

        Х.Д-Н.Ооржак в своей докторской диссертации обосновал теоретико-методологическое обеспечение этнопедагогического содержания физической культуры народов Южной Сибири [120], рассмотрел народную физическую культуру с точки зрения основных вопросов воспитания и обучения, пояснил сущность ее с позиции этнопедагогики. На этой основе даются педагогические рекомендации по возрождению и внедрению народных средств физической культуры в соответствии с требованиями современного образования. Херел-оол Дажы-Намчалович создал научную школу «Традиционная (народная) физическая культура народов Южной Сибири и Западной Монголии», куда входят кандидаты педагогических наук, доценты Дажы Ч.А., Кыргыс Э.К., Ооржак С.Ы., Шивит-Хуурак И.К., Мендот Эл.Э., Балчирбай М.В. Ооржак С.Я. (Тува), Фоминых А.Ф., Швалева Т.А. Кашпанакова Т.Н., Домогашев О.С. (ХакГУ), Жамц С., Цэдэв Х. старшие преподаватели 8 человек, аспиранты и соискатели 14 человек.

        Ооржак Х.Д-Н. является соавтором (Ооржак С.Ы.). программы для школ республики «Эрниң эрези», «Национальная борьба «Хүреш» для дошкольных, общеобразовательнх учреждений и др.

 

Т. Т. Мунзук

 

        Т. Т. Мунзук выявлены, проанализированы и обобщены содержание, задачи и опыт тувинской народной педагогики в нравственном и трудовом воспитании в семье. Исследователем  определены изменяющиеся подходы воспитания тувинцев к детям разных возрастов и выделен ряд обрядов, связанных с рождением ребенка: дожек-дой (праздник первой колыбели), дой «баш дүгү кыргыыры» (стрижка волос трёхлетнего ребенка), определено, что аа младенчеством (чаш үези), в течение которого большое внимание обращалось на физическое развитие ребенка, следует период бичии үези (детство), охватывавший возраст от 3-4 до 9-I0 лет. Наряду с физическим развитием происходит нравственный рост. Ребенок в состоянии осознавать смысл многих нравственных норм, правил, взглядов. Его можно последовательно вводить в курс трудовой и общественной жизни. Отведено особое место любви и заботе  матери и отца, братьев и сестер, также родственников  на фольклорных материалах и художественных произведениях тувинских писателей.  

 

Г.Д. Сундуй

 

Предметом научной деятельности Г.Д.Сундуй являются: воссоздание целостной картины многовековой духовно-нравственной культуры кочевников; содержание, формы и методы нравственного воспитания учащихся тувинской школы; внедрение в практику общего среднего образования всего богатства традиционной нравственной культуры тувинцев. Проблеме этнопедагогической подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы посвящена работа  А.С.Шаалы, разработаны ее содержание, структура и методика.

 

III этап (прорывной, экспериментальная проверка предметной линии народоведения)

        По результатам эксперимента, проведенного на базе образовательных учреждений республики с 1995 по 2006 годы Сундуй Г.Д. Шаалы А.С., Ондар Г.К. Монгуш В.Б., Ооржак А.К., Шулуу-Маадыр С.Ч. был издан полный учебно-методический комплекс по народоведению с 1 по 9 класс. Создан Институт развития национальной школы.

 

IV этап. Внедренческий или этап активного развития этнопедагогических исследований (с 2006 г. по настоящее время)

 

Написаны монографии Сундуй Г.Д. «Мир детства кочевой Азии», «Педагогика совести» методическое пособие «Народная педагогика», и в настоящее время получены следующие новые результаты монографии Сундуй Г.Д. «Мир детства кочевой Азии», «Педагогика совести» методическое пособие «Народная педагогика», и в настоящее время получены следующие новые результаты.

  1. Определен период детства в календарной культуре тувинцев в контексте представлений народов Южной Сибири и Западной Монголии, научной возрастной педагогики и возрастной психологии. Осуществлен сравнительный анализ возрастных периодов (связь с культурологией).
  2. Выявлены ценностные ориентации возрастного символизма в соотношении биологического, пассионарного и социального возрастов (связь с биологией, теорией этнографией, социологией).
  3. Общие и особенные доминанты культуры народов в условиях совместного и сопредельного проживания (алтайцев, староверов, тувинцев, хакасов, халх монголов), в частности, выявлены евразийские модели совести (связь с лингвистикой).
  4. Введены в научный оборот термин «сүзүк», понятие «сүзүктээр» в поле народной педагогики тувинцев, в которой последнее рассматривается как процесс нравственного воспитания (ещё точнее: технология воспитания) со своей специфической структурой, правилами построения и развития, которые поддаются моделированию соответственно системе ценностных ориентаций культуры (связь с историей, филологией, философией).

         На данном этапе научным коллективом под руководством Г.Д. Сундуй разрабатывается национально-региональный компонент содержания образования. Шаалы А.С в соавторстве с Г.Н.Волковым и К.Б. Салчаком написана монография «Этнопедагогика тувинского народа», УМК «Этнопедагогика», которая являются основой теории и практики традиционной педагогической культуры тувинского народа в новом тысячелетии.

Институт развития национальной школы  с 2006 по 2018 годы становится центром научно-методического, учебно-методического обеспечения процесса этнопедагогизации в республике, инициатором проведения международных, российских и региональных конференций, волковских чтений  «Педагогика любви», «Этнокультурное содержание образования», «Родовое сообщество как гарант защиты детства», «Колыбельные песни и сказки – педагогические миниатюры», по руководством Института создавались и действовали республиканские экспериментальные площадки по реализации проектов учителей-новаторов, по результатам которых издавались учебные пособия, методические рекомендации, новые учебники по стандартам нового поколения, переводятся учебники с русского на тувинский язык для 1-4 класса. Ведется научно-методическое обеспечение билингвального образования: учебники русского языка для 1- 4 классов, дополнительного образования. В целом с 2010 по 2018 годы было издано 134 наименований научной,  учебной и учебно-методической литературы, программ и рабочих тетрадей. Подготовлены для прохождения экспертизы учебники по новым стандартам для начального общего образования. В институте работали лаборатории математического, шахматного, среднего профессионального образования.

Шаалы А.С. в соавторстве с преподавателями кафедры педагогики была написана коллективная монография «Этнопедагогические идеи тувинского народа в воспитании: теория и практика», разработана этнокультурная составляющая обновленной программы воспитания в ОУ РТ.

Кафедра педагогики ТувГУ и ИРНШ активно занимаются популяризацией результатов исследований тувинских ученых в Туве, Якутии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии, Хакасии, Горном Алтае, Бурятии, Монголии, Китае и других республиках РФ.

Формированию этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования на материале Республики Тыва новом тысячелетии посвящена работа С.Я. Ооржак, исследованы теоретические предпосылки формирования этнопедагогической культуры студентов и выявлены педагогические условия ее освоения на уровне социально и личностно-значимого этнического опыта. В результате исследования структурирована  модель этнопедагогической культуры учителя в системе педагогических дисциплин.

В современной социально-педагогической ситуации, когда происходит переосмысление сложившейся единой системы воспитания, пересмотр стереотипов в обучении и воспитании, поиск новых подходов и программ, исследования, проводимые А.С. Шаалы, оказало большое значение для  возрождения и развития самобытной культуры воспитания на этических традициях тувинского народа. Это относится как к системе профессионально-педагогической подготовки учителя, так и к системе общего образования.  При разработке основных образовательных программ высшего образования и рабочих программ дисциплин в соответствии с ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов и включением в ООП практической подготовки обучающихся и рабочих программ воспитания. По-новому осмысливаются цели, содержание, формы и методы развития профессиональных компетенций по воспитанию обучающихся ввиду ее неоспоримой и решающей роли, а также негативных тенденций в социально-педагогической действительности, показавшей многие факты утраты духовно-нравственных ценностей.

Шаалы А.С, особое внимание обращает  на разработки этнокультурного содержания образования, издается в соавторстве монография «Этнопедагогические идеи тувинского народа в воспитании: теория и практика». Она – научный редактор УМК по народоведению, тувинского языка и литературы, концепций и государственных программ,  руководитель федеральных и региональных экспериментальных площадок и научных проектов,  в том числе РНФ, организатором проведения международных и российских НПК. Разработчик этнокультурной составляющей содержания обновленной программы воспитания в РТ.

ИРНШ и кафедра педагогики ТувГУ активно занимаются популяризацией результатов исследований тувинских ученых в Туве, Якутии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии, Хакасии, Горном Алтае, Бурятии, Монголии, Китае и других республиках РФ.

Таким образом, основными направлениями этнопедагогических исследований в Туве являются:

– преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической мысли;

– нравственное воспитание обучающихся на передовых идеях, ценностях, средствах и методах традиционной педагогической культуры тувинского народа;

– семейное воспитание в народной педагогике;

– формирование физической культуры на традициях тувинских народных игр;

– этнопедагогическая подготовка и формирование этнопедагогической культуры в условиях вузовского образования;

– этнокультурное составляющее обучение, воспитания, развития и социализации личности обучающихся.