Один из пунктов Послания Главы Тувы Владислава Ховалыга Верховному Хуралу РТ касался сохранения и развития тувинского языка. Принято решение о создании государственной комиссии, задачей которой является выработка предложений по реализации в Туве языковой политики.
Координатором первой государственной программы по развитию тувинского языка с 2017 по 2020 гг. был Институт развития национальной школы. Сейчас она объединена с госпрограммой по развитию русского языка и будет действовать до 2024 года. В конце прошлого года проект «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи в Туве” выиграл грант Российского научного фонда. Научный руководитель проекта, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией этнокультурного содержания и регионального компонента образования Алевтина Шаалы рассказала о реализации этого проекта.
Анкетирование учащихся
Первым шагом в работе стало проведение анкетирования среди учащихся 5 и 10 классов на тему “Ценности моей семьи”. На вопросы о семье, родных и близких, семейных традиция и обычаях, родном языке и Родине ответили 440 детей.
– Из ответов видно, что школьники в основном знают прабабушек и прадедушек по имени и отчеству. Это очень хорошо, но есть несколько детей, которые не знают их. И даже их мамы не знают, — рассказывает Алевтина Сугдуровна. — К семейным традициям и обычаям больше всего относят традиционные тувинские праздники: Шагаа, хылбык дой, освящение родовых мест, что свидетельствует о том, что взрослые приобщают своих детей к культуре тувинского народа. Родной язык они понимают, как колыбель поколений, что является очень содержательным восприятием понятия, как язык предков и гордость народа. Но частично встречаются ответы «не знаю». Примером для подражания в семье большинство выбирает родителей. Выбор примера бабушки и дедушки является положительным показателем роли старшего поколения в воспитании. Есть дети, у которых нет примеров для подражания, что требует изучения причин их отсутствия.
Отрадно, что школьники признают свою защищённость в семье и правильно представляют неразрывность связи поколений. В дальнейшем необходимо обратить внимание на проведение исследований, связанных с изучением детьми своей родословной, активизировать деятельность родовых сообществ по формированию традиционных семейных ценностей.
Научные экспедиции
Важной составляющей проекта стали этнопедагогические экспедиции в районы республики для определения состояния традиционных семейных ценностей у детей и молодежи в сельских поселениях и чайлагах (летних пастбищах). В семье Балдар Чойганы и Орлана из Эрзинского района пять детей. Они с самого раннего возраста приобретают трудовые навыки, выполняют множество поручений. Сыновья Сугдер, Сайгай и Сурен пасут овец, ходят за водой, ухаживают за домашним скотом и делают многое другое, что должен уметь делать по хозяйству мужчина. Дочери Айда-Сай и Айдана доят коров, помогают маме по хозяйству, участвуют в приготовлении пищи.
– Активно участвуя в трудовой деятельности, дети вырастают сильные, выносливые, физически и духовно здоровые. Этому благоприятствует чудодейственная родовая земля — горы и родники, леса и степи, где формируются чувство красоты, гармонии человека с окружающей природой. Родители создают благоприятные условия для приобщения к истокам традиционных знаний народа, — рассказывает руководитель.
С целью изучения традиционной песенной культуры, как неотъемлемого фактора духовно-нравственного воспитания детей, члены экспедиции побывали в м. Манчурек Сут-Хольского района — родовом гнезде известного тувинского хоомейжи Хунаштаар-оола Ооржака. «Мы побывали в аале нашего хоомейжи в дни празднования его 90-летия. Неисчерпаемый опыт одного из прославленных горловиков Тувы передается из поколения в поколение, о чем свидетельствуют съемки с места проведения фестиваля горлового пения рода Ооржак (Шыжылаа), – отметила Алевтина Шаалы.
Тувинские праздники
В последнее время жители Тувы чаще стали проводить родовые обряды, отмечать семейные, народные праздники, такие, как праздник зерна, праздник войлока, летнего стойбища, праздник оленеводов или яководов. На многих из них побывали и сотрудники института. Так, в октябре в с. Баян-Коле прошел конкурс народных умельцев «Праздник аркана», который направлен на возрождение старинных методов изготовления конской упряжи, преемственности поколений мастеров. Что отрадно: в конкурсе участвовали как взрослые, так и дети. Большое влияние на мотивацию подростков заниматься изготовлением конской упряжи оказывает дополнительная образовательная программа «Эр чол» (Мужской путь).
– Мы с радостью отметили, что народные промыслы тувинского народа не остаются в забытьи, а передаются из поколения и поколение. Мастера конского снаряжения показали свои готовые изделия: потник, конские путы, треноги, седла, арканы и другие конские принадлежности. В этом году участниками конкурса стал 51 человек: представители се Баян-Кол, Шамбалыг, Кур-Чер, Ээрбек, Усть-Элегест, Черби, Кара-Хаак, Терлиг-Хая Кызылского и даже труднодоступного Монгун-Тайгинского района, – поделилась Шаалы.
Самый действенный опыт
Любовь к родному языку и традиционной культуре своего народа закладывается в детстве. И в этом плане огромная роль принадлежит дошкольным учреждениям. В с. Сарыг-Сепе Каа-Хемского района была организована встреча с родителями детсада № 5 «Родничок», на которой говорили о проблемах освоения тувинского языка детьми. Также был изучен опыт педагогического коллектива по приобщению малышей к традиционным ценностям тувинской семьи.
– Мы увидели в этом детском саду неравнодушных родителей, которые хотят, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и бытом своих предков. Поэтому они создали в детском саду юрту-музей. На свои средства приобрели утварь и мебель. Сейчас на экскурсию в этот детсад приходят школьники села и даже гости района, — отметила Алевтина Сугдуровна. — Считаем, что такой новый подход к сотрудничеству родителей, детей и педагогов в приобщении детей к культуре народов совместного проживания – самый действенный опыт воспитания детей.
Общественно-политическая газета “Тувинская правда” от 31 декабря 2021г.