План работы на 2014 год
ГБНУ Министерства образования и науки РТ
«Институт развития национальной школы»
Содержание работы | Сроки | Исполнители | Примечание (результаты) |
|
|||
1.1 Обоснование правовых, теоретико-методологических и методических основ преподавания тувинского языка как родного и как языка обучения, русского как второго и как языка обучения и тувинского языка как второго в условиях билингвальной и монолингвальной образовательной среды; | 1- 2 квартал | Лаборатория тувинской филологии, лаборатория проблем преподавания русского языка образования (Ооржак Б.Ч., Иргит О.О.). | Научный отчет и статьи.Правовые и теоретико-методологические основы языковой политики в системе образования РТ |
1.2 . Проведение социолингвистических исследований по вопросам функционирования русского языка как государственного и языка межнационального общения, мониторинга языковой ситуации в Республике Тыва. | Лаборатория проблем преподавания русского языка образования (Иргит О.О.). | Научный отчет и статьи | |
1.3. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в образовательных организациях РТ | В течение года | Лаборатория этнопедагогических исследований (Сундуй Г.Д.). | Научный отчет, статьи, программа и методические рекомендации |
1.5. Исследования проблем содержания профессионального образования в условиях внедрения ФГОС 3 поколения. | В течение года | Лаборатория содержания профессионального образования (Будук-оол Л.К.). | Научный отчет, статьи, методические рекомендации |
1.6. Изучение истории шахмат в Туве и определение научно-методических подходов к преподаванию шахмат в образовательных организациях общего и дополнительного образования (содержание, формы и методы). | В течение года | Научно-методический отдел шахматного образования(Салчак Д.В.). | Научный отчет и статьи, методические рекомендации |
1.7. Организация и проведение экспертизы (в том числе независимых) учебно-методических комплексов республиканской компетенции, экспериментальных и инновационных образовательных программ и проектов, научных и (или) научно-педагогических разработок общего и профессионального образования | В течение года | Эренчинова Т.А.,Иргит О.О. | Экспертные заключения, отзывы, рецензии |
|
|||
2.1.Разработки УМК начального общего и основного общего образования для школ с родным (тувинским) языком обучения с учетом федеральных государственных образовательных стандартов (по утвержденному плану издания. См. Приложение) | 2 – 4 квартал | ЛТФ (Ооржак Б.Ч.), ИПО «Билиг»(Баир О.М.) | УМК по русскому языку и литературному чтению для школ с родным (нерусским) языком обучения для 3 класса |
2.2. Разработка вопроса о законодательном закреплении гарантий получения образования на языках народов Российской Федерации в соответствии с положениями, установленными Конституцией Российской Федерации (Статья 55) Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» (Статья 2, в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 126-ФЗ, от 11.12.2002 N 165-ФЗ); (В новом законопроекте п.12, ч.2, ст.3) | февраль | ЛТФ (Ооржак Б.Ч.) | Предложения в Министерство образования и науки РТ |
2.3.Разработка и издание программ для внеурочной деятельности по поликультурному образованию в начальной школе | июнь | Эренчинова Т.А. | Сборник программ |
2.4.Разработка программ по яководству, верблюдоводству и оленеводству для среднего общего образования | В течение года | Сат Ч.М. | Сборник программ |
2.6. Изучение соответствия рынка труда структуре подготовки рабочих кадров и специалистов в ОУ СПО РТ для определения направлений деятельности ОУ СПО и многофункциональных центров прикладных квалификаций | В течение года | ЛСПО (Будук-оол Л.К.) | Методические рекомендации |
2.7. Перевод учебников дидактической линии «Школа России» ФГОС начального общего образования на тувинский язык (4 класс) | 2 квартал | ИПО (О.О., Баир О.М.) | Переводная учебная литература федеральной компетенции начального общего образования |
2.8.Осуществление издательско-полиграфической деятельности | В течение года | ИПО (Баир О.М.) (См. приложение) | Подготовка оригинал-макетов УМК начального, основного общего образования;издание учебно-методической, научной литературы |
2.9. Разработка «Тувинского энциклопедического педагогического словаря» (продолжение) | В течение года | ЛЭПИ (Сундуй Г.Д.) | Словарные статьи, количество слов -1020 |
2.10. Создание электронных образовательных ресурсов: электронный толковый словарь «Лексика ландшафта Тувы» с фото и видео приложениями по предметам этнокультурной составляющей федерального государственного образовательного стандарта общего образования | В течение года | ЛТФ (Ооржак Б.Ч.),Отдел АВиИТ(Монгуш Б.И.) | ЭОР к УМК по тувинскому языку, истории Тувы, географии Тувы и др.; методические рекомендации по использованию ЭОР; занимательные познавательные программы для детей (сайт «Тыва дыл» |
2.11. Изучение вопросов воспитания и социализации детей тувинцев-тоджинцев | В течение года | ЛЭПИ (Сундуй Г.Д.) | Фотофильм о нересте окуни для использования на уроках технологии и факультативах |
2.14. Создание, подготовка к изданию и издание книг двуязычной (русско-тувинской) детской художественной литературы | ЛППРЯ (Иргит О.О.) | Двуязычные детские книги | |
2.15. Разработка и издание методических рекомендаций для проведения языковых лагерей и смен для обучающихся в каникулярный период | ЛППРЯ (Иргит О.О.) | Методические рекомендации | |
|
|||
3.1.Этнокультурное содержание общего образования | Шаалы А.С | ||
3.2. Поликультурное образование в условиях сельской местности и города | Эренчинова Т.А. | ||
3.3. Совершенствование содержания по литературному чтению в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения | Иргит О.О. | ||
3.4. Духовно-нравственное формирование школьников в процессе воспитания совести | Сундуй Г.Д. | ||
3.5. Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе игровой деятельности | Допул У.П. | ||
3.6. Дополнительное образование в свете требований ФГОС НОО | Ооржак Л.С. | ||
3.7. Преемственность в обучении русскому языку в средней школе и профессиональном образовании | Суздальцева Л.Т. | ||
3.8. Теоретические основы билингвизма в обучении русскому языку в школах с родным (нерусским) языком обучения | Сегленмей С.Ф. | ||
3.9. Коммуникативно-ориентированные УМК по русскому языку и литературному чтению для 3-4 классов для ОО с родным (нерусским) языком обучения | Селиверстова Г.М. | ||
3.10. Лингвокультурологический аспект обучения русскому языку и литературе в школах с русским (неродным) языком | Куулар А.Т. | ||
3.11. Выявление типичных ошибок в русской речи тувиноязычных детей дошкольного возраста | Чигжит Е.В. | ||
3.12.Формированиездоровья участников образовательного процесса в профессиональном педагогическом образовании | Будук-оол Л.К. | ||
3.13.Актуализация содержания этнокультурной составляющей профессионального образования в подготовке специалистов сельского хозяйства в Республике Тыва | Сат Ч.М. | ||
3.14.Формирование духовно-нравственного здоровья учащихся СПО РТ | Дада Д.Ч. | ||
3.15. Имя числительное тувинского языка и ее изучение в 5-ом классе | Ооржак Б.Ч. | ||
3.16. Развитие связной речи детей дошкольного возраста в подготовительных и старших группах через чтение тувинской детской художественной литературы | Монгуш Б.М. | ||
3.17. Вопросы преподавания тувинского языка в 5-11 классах в свете требований ФГОС | Бавуу-Сюрюн М.В. | ||
3.18. Изучение тувинской литературы в гуманитарных профильных классах | Доржу К.Б. | ||
3.19. Имя существительное и имя прилагательное тувинского языка и ее изучение в 5-ом классе | Хертек А.Б. | ||
3.20. Изучение тувинской драматургии на уроках родной литературы в 6-ом классе | Херел А.Х. | ||
3.21. Методика преподавания тувинской литературы в основной школе по требованиям новых стандартов | Ооржак Л.Х. | ||
3.22. Литературное краеведение в условиях внедрения ФГОС основного общего и общего среднего образования | Кужугет М.А | ||
2.23. Методика преподавания фонетики и вопросов орфографии тувинского языка с учетом требований ФГОС | Сувандии Н.Д. | ||
3.24. Вопросы развития речи в преподавании тувинского языка в школе | Сарыглар Ч.А. | ||
3.25. Дидактический потенциал текстов тувинской литературы | Нара-Мандып А.А. | ||
3.26. Методика преподавания шахмат в школе в условиях внедрения ФГОС начального общего образования | Салчак Д.В. | ||
3.27. Содержание шахматного образования во внеурочной деятельности начальной школы | Тонгак О.И. | ||
3.28. История учебного книгоиздания в Туве. | Ооржак М.С. | ||
3.29. ??????????? | Ооржак Л.А. |
Основные мероприятия Института развития национальной школы на 2014 год
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнители | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
|
|||||
II. Вопросы, выносимые на расширенные заседания Правительства Республики Тыва | |||||
Концепция языковой политики в системе образования Республики Тыва | март | Шаалы А.С., Бавуу-Сюрюн М.В. | |||
III. Вопросы, выносимые на заседания Правительства Республики Тыва | |||||
Об исполнении ГП «Русский язык в Республике Тыва на 2014 – 2018 годы» | октябрь | Институт развития национальной школы (Шаалы А.С., Иргит О.О.,и.о. заведующего лабораторией проблем преподавания русского языка) | |||
IV. Вопросы, выносимые на заседания у заместителя Председателя Правительства Республики Тыва (Дамба-Хуурак А.П.) | |||||
V. Вопросы, выносимые на рассмотрение коллегии Министерства | |||||
О функционировании и развитии двуязычия в общем и профессиональном образовании. | Ноябрь | ИРНШ, ТувГУ (Шаалы А.С., Иргит О.О., Бавуу-Сюрюн М.В., Даржа У.А., Ооржак Б.Ч.,) | |||
VI. Вопросы, выносимые на рассмотрение I заместителя Министра | |||||
О готовности учебных изданий к тиражированию | Апрель | Институт развития национальной школы (Шаалы А.С.) | |||
VII. Вопросы, выносимые на рассмотрение заместителей Министра | |||||
О состоянии разработки программ по духовно-нравственному воспитанию и социализации личности в образовательных учреждениях Республики | май | Институт развития национальной школы(Иргит О.О., зам. директора ИРНШ) | |||
Республики Тыва |
|||||
О состоянии внедрения стандартов нового поколения в профессиональных образовательных учреждениях Республики Тыва | Январь | Институт развития национальной школы(Будук-оол Л.К.., заведующий лабораторией содержания профессионального образования) | |||
IX . Вопросы, выносимые на заседание Координационного молодежного совета при Министерстве образования и науки РТ | |||||
X. Организационная работа | |||||
Организация работы пансионата «Башкы» | Июнь-август | Институт развития национальной школы(Ооржак Л.С.) | |||
XI. Республиканские мероприятия: | |||||
а) Научно – практические конференции
|
|||||
б) Конкурсы, соревнования, олимпиады | |||||
Nп/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственные | ||
Конкурс новых инновационных проектов на получение статуса РИП | Март-май | Эренчинова Т.А. | |||
Круглый стол «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по развитию родной речи в свете требований ФГОС» (с участием РУМЦ д/с №11 г. Кызыла) | апрель | Монгуш Б.М, | |||
Конкурс «Мое первое перышко» | Февраль | Иргит О.О. | |||
5. | Конкурс эссе «Русский язык как государственный и как средство межнационального общения в моей отрасли и создание условий для его функционирования» среди руководителей министерств и ведомств, руководителей муниципальных образований республики. | Иргит О.О. | |||
Заочный конкурс учителей родного языка и литературы «Мой лучший урок тувинской литературы» | март | Ооржак Л,Х. | |||
Соревнования по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных учреждений | Март-апрель | Салчак Д.В. | |||
Республиканское первенство по шахматам «Пешечка» среди мальчиков и девочек 2004-2005 года рождения. | Март-апрель | Салчак Д.В. | |||
IРеспубликанская Олимпиада по шахматам | 19-20 мая | Салчак Д.В. | |||
9. | Сеанс одновременной игры, посвященного Международному дню защиты детей и Международному дню шахмат | 01 июня20 июля | Салчак Д.В. | ||
в) Семинары, курсы | |||||
1. | Авторский семинар по УМК «Литературному чтению» – «Торээн чугаа» для 2 – 4 классов тувинской школы. | Март | Совместно с Кызылским пединститутом(Эренчинова Т.А., Кара-оол Л.С.). | ||
Обучающий семинар «Инновационные подходы к организации учебного процесса в образовательных учреждениях СПО в условиях модернизации профессионального образования» | 15-17 апреля | Сат Ч.М. | |||
Обучающий семинар «Современные требования и методические подходы к преподаванию БЖД в условиях введения ФГОС» | 18-20 ноября | Дада Д.Ч. | |||
Авторский семинар по УМК «Русский язык» для 3-4 классов тувинской школы | Декабрь | Селиверстова Г.М. | |||
Проблемный семинар «Сетевая инфраструктура как механизм реализации научных и инновационных проектов на базе РИП». Защита отчетов РИП и защита новых проектов | 14-17 мая | Эренчинова Т.А. | |||
Семинар-совещание «Проблемы преподавания тувинского языка как неродного (второго) в начальной школе с родным (русским) языком обучения | 5 февраля | Ооржак Б.Ч., Бавуу-Сюрюн М.В. | |||
Авторский семинар «Современные подходы к обучению тувинскому языку в условиях введения ФГОС основного общего образования» | октябрь | Бавуу-Сюрюн М.В. Ооржак Б.Ч. | |||
Авторский семинар по УМК «Тыва чогаал» для 5-6 классов | октябрь | Ооржак Л.Х., Кужугет М.А. | |||
Обучающий семинар «Развитие родной тувинской речи у дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования | Апрель | Монгуш Б.М. | |||
Обучающий семинар «Библиотека как центр формирования нравственной культуры учащихся» (2 модуля) | 16-18 апреля29-31 октября | Ооржак М.С., библиотекарь | |||
Обучающий семинар курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина (1-ый год обучения, модуль 2) | 9-12 января (1-й год обучения | Салчак Д.В., Тонгак О.И. | |||
Авторский семинар федерального курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина (2-ой год обучения) | 22-31 марта | Салчак Д.В., Тонгак О.И.Приглашение И.Г. Сухина (г. Москва) | |||
Обучающий семинар курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина (для тех, кто не прошел курс по первому году обучения, модуль 1) | 25-28 июня (пансионат «Башкы») | Салчак Д.В., Тонгак О.И. | |||
Обучающий семинар курса «Шахматы – школе» И.Г.Сухина (1-ый год обучения, модуль 2) | 5-8 ноября | Салчак Д.В., Тонгак О.И. | |||
Подготовка учителей к проведению ЕГЭ по русскому языку. Лингвистика текста | 11-12 марта | Иргит О.О. | |||
Авторский семинар «Обновление содержания по литературному чтению для школ с родным (нерусским) языком обучения» | февральоктябрь | Иргит О.О.,Корген-оол С.Д. | |||
Обучающий семинар для педагогических работников Тес-Хемского и Эрзинского кожуунов «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей в условиях значимых изменений общества » | 12-15 февраля | Сундуй Г.Д. | |||
XII. Информационно – аналитическая работа | |||||
Издание аналитико-информационного сборника «Итоги работы ИРНШ за 2013 год. | январь | Эренчинова Т.А., Баир О.М. |