Лаборатория этнокультурного содержания и регионального компонента образования Института развития национальной школы Республики Тыва провела опрос среди обучающихся в школах районов, чтобы определить состояние сформированности у подрастающего поколения семейных ценностей. Им была предложена анкета, состоящая из 10 вопросов в 5 кл. и из 15 – в 10 кл., представляющая собой вопросы открытого типа. Школьники могли дать ответы в свободной форме. В опросе участвовали учащиеся 5 и 10 классов. Им нужно было ответить, что для них значит семья, в чем ее ценность, знают ли они о семейных традициях и обычаях, какое значение имеют для человека родной язык, родная земля, родина, Отечество, родные и близкие люди, а также сообщить, кто для них является примером для подражания.
Всего в анкетировании приняли участие более четырехсот пятиклассников из 33 школ Тувы.
Итоги показали, что дети характеризуют семью с точки зрения нравственных категорий, таких как любовь, счастье, уважение, гордость за свою семью, взаимопонимание, тепло, защита, опора, что является позитивным отношением детей к семье. Родные люди для них — это мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, близкие родственники. Меньшая часть опрошенных относят семью к части общества, мира.
Из ответов учащихся понятно, что они в основном знают, кто такие прабабушка и прадедушка, знают их по имени, отчеству — это хороший показатель взаимосвязи со старшим поколением родных людей. Есть и дети, которые затруднялись дать ответы и не могли назвать имени своих прабабушек и прадедушек.
К семейным традициям и обычаям больше всего относят традиционные тувинские праздники Шагаа — новый год по лунному календарю, Хылбык дой (праздник подстригания родовых волос в 3 года), освящение родовых мест, буддийские праздники, что свидетельствует о направленности семьи к приобщению детей к культуре тувинского народа. Примечательно, что дети считают важным ношение национальной одежды, отдых на аржаанах (целебных источниках), празднование Дней матери и отцов. К общепринятым государственным праздникам выделяют больше всего Новый год.
Родной язык дети понимают как «колыбель поколений» — очень содержательное восприятие понятия — и язык предков, «гордость народа», «язык с рождения», «язык моего народа»; «нет родного языка – нет народа»; ассоциируют с Родиной; считают, что это – «язык искусства, культуры». Частично встречаются ответы – «не знаю»,
Родная земля, родина, Отечество осознаются как «Земля моих предков» «Земля, где родился; малая родина», «Земля – мать, родина – отец»; «Родину нужно защищать» «Родина – это Россия, Отечество», выделяются и разные мнения. Отсюда видно, что у детей развито чувство патриотизма.
Примером для подражания в семье для многих школьников являются их родители. Выбор бабушки и дедушки тоже стал положительным показателем роли старшего поколения в семье. Есть и выбор брата, сестры, свидетельствующие об их взаимовлиянии и взаимопонимании как родных людей. Есть и дети, у которых нет примеров для подражания, что требует изучения причин их отсутствия.
Выводы: сегодня можно говорить о том, что дети в основном признают свою защищенность в семье (чувствуют или знают), потому что семья – это место, где их любят, где всегда благоприятный «теплый» климат, где понимают и поддерживают. Учащиеся понимают роль и значение семьи в становлении человека в условиях непрерывной взаимосвязи младших и старших ее членов, поэтому семья для них является ценностью.
В дальнейшем необходимо обратить внимание на проведение исследований, связанных со знанием детьми своей родословной, актуализировать межпоколенную связь как фактор духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся, активизировать деятельность родовых сообществ по формированию традиционных семейных ценностей, привития уважения памяти своих предков.
Шаалы Алевтина Сугдуровна, заведующий лабораторией этнокультурного содержания и регионального компонента образования ИРНШ, канд. педаг. наук, доцент ТувГУ, руководитель проекта «Традиционные семейные ценности в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи Республики Тыва» РНФ.
Фото из открытых источников.