Методика. Воспитание девочки — подростка

Хочу поделиться своим многолетним опытом с молодыми учителями, классными руководителями, молодыми матерями в воспитании девочки –подростка. Расскажу об особенностях психологии девочек, на которые нужно обратить внимание.

Чтобы правильно воспитывать девочек, родителям и педагогам необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности, существенные различия между мальчиками и девочками в период полового созревания. У девочек он начинается на два года раньше и заканчивается к 16-17 годам. Этот период труден для родителей и педагогов, но в еще большей степени для самих представительниц «слабого пола». У девочек в это время происходит бурная перестройка деятельности всего организма, меняются психика, поведение, социально-бытовые ориентации. В это время девочки начинают в глубине души чувствовать себя женщинами, что связано с повышением самооценки. Более ранее физиологическое созревание организма девочек по сравнению с их ровесниками –мальчиками ведет к тому, что они раньше взрослеют, проявляют внимание к противоположному полу. Их интересы не всегда понятны ровесникам- мальчикам, поэтому девочки более охотно общаются с юношами старше себя. Девочки намного раньше переживают первое чувство влюбленности и более эмоционально воспринимают внимание юношей, правда, каждая из них по-своему, в зависимости от воспитания, характера, темперамента и интеллекта.

У юношей этот период первой влюбленности начинается позже. Педагоги, по существу, имеют дело с учениками, которые находятся на разных ступенях не только физического, но и психологического развития. Фактически за одной партой сидят уже зрелые девушки и беззаботные мальчики. Девочки эмоционально тоньше, впечатлительнее, чувствительнее мальчиков, отличаются более глубокими переживаниями.

Природа вложила в девушку огромный запас материнской любви, и эта любовь не только к избраннику- юноше, но и к родителям, и окружающим людям. Любовь, доброта, сострадание обогащает все чувства девушки, вносят в ее внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое интуитивное понимание эмоционального состояния других людей. У девушек больше, чем у юношей, развит инстинкт попечительства. Уже в раннем возрасте у девочек проявляется потребность заботиться о маленьких детях, животных. По выражению В.А.Сухомлинского, если мир мальчика окрашен семью цветами радуги солнечного спектра, то у девочек это целая палитра переживаний, тончайшие нюансы переходов. В силу того, что девочки эмоциональны, они менее, чем мальчики сдерживают свои чувства, обнаруживают их быстрее, порой не стыдясь слёз. Психологи отмечают, что девочки проявляют повышенный интерес к людям, которые по отношению к ним чутки, заботливы и больше страдают от суровости, безразличного отношения к ним, чем мальчики.

Высокая эмоциональность девочек имеет и свои отрицательные стороны: их психика более ранима, пережитое оставляет более глубокий след, они быстрее входят в невротическое состояние. Углубленность в свои чувства таит опасность появления замкнутости. Некоторые девочки испытывают чувства психологического одиночества и переживают его острее, чем юноши.

Психологические травмы, полученные ими в детстве, негативно влияют на гармоничное построение отношений в их семьях в будущем. Девочки гораздо чаще ведут дневники, доверяя им свои мысли. Они чувствительны к конфликтам с учителями, к непедагогическим мерам воздействия. Совершенно различна реакция девочек и мальчиков на замечание учителей. Замечание, на которое мальчик не обратил бы внимания, у девочки вызывает резко отрицательную реакцию.
Девочки больше склонны к риторике, обсуждению происходящего, причем в повышенно тревожном виде. Девочки более требовательны к своим родителям. Для большинства мальчиков характерна тяга к отцу, если девочка близка к матери, то это благотворно влияет на нее. Девочки, чувствующие близость к матери, отличаются высокой доверительностью в общении с людьми, большей уверенностью в себе, они менее тревожны. Сознательно или бессознательно мальчики и девочки усваивают форму поведения, которые считаются типичными для их пола. Мальчики, начиная с раннего возраста подражают, в первую очередь, мужчинам.

Девочки подражают матери, усваивают женскую психологию с характерной для нее эмоциональной окрашенностью. Девочки серьезнее относятся к учебе, чем мальчики, более добросовестны, усидчивы, старательны. Количество девочек, которым нравится учение, почти в два раза превышает количество мальчиков. Это положение меняется в 9-10 классах. Старшеклассницы хуже юношей решают задачи по математике и физике, но оценки в целом выше, они прилежнее, послушнее. Примерно у 80 процентов старшеклассниц, как показывают написанные ими сочинения, уже есть идеал — их современницы, героини художественных произведений, кинофильмов. Многие девочки хотят быть похожими на свою учительницу, мать, старшую сестру, подругу. Характерно, что мальчики никогда не выбирают женщин в качестве образца.

По-разному относятся девочки и мальчики к выполнению своих домашних обязанностей. Отношение мальчиков к домашнему труду во многом определяется отношением к нему отца. Девочки выполняют даже ту работу, которая им совсем не по душе, а мальчики же хорошо делают то, что их интересует, тогда они готовы «горы перевернуть». Мальчиков интересуют спорт, туризм, девочек привлекает вид спорта, в котором можно проявить гибкость, красоту, движение.
Различны читательские интересы девочек и мальчиков. Девочки читают лирические стихи, а мальчики -детективы и приключения. Мальчики ищут действия, а девочки – психологию героев. У некоторых девочек наблюдается чувство острого недовольства своей внешностью. Считая себя некрасивыми, они постепенно отчуждаются от своих подруг, становятся замкнутыми. «Никакая внешняя красота, — писал В.Гюго, — не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней».

В воспитании чудес не бывает. Никакие педагогические рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть недостатки. К примеру, трудно воспитать у девочки трудолюбие, аккуратность, если в доме нет чистоты и порядка, а домашняя работа в семье выполняется кое-как. Нередко, освободив дочь от обязанностей по дому, мать берет их на себя. Девочка скоро привыкает к этому. Девочка должна учиться у матери быть хорошей хозяйкой. Нигде, кроме своего дома, она этому не научится. И здесь есть свои правила, которых должна придерживаться мать.

Первое правило – надо начинать с самого простого, доступного. Второе правило – постепенность. Чтобы научить стряпать, матери придется проявить терпение и настойчивость. Третье правило – не опускать рук. Если у девочки что-то не получается, мать не должна терять надежду. Четвертое правило – надо всячески поддерживать интерес к домашнему хозяйству. Пятое правило – мера во всем. Обучая девочку бережливости, нельзя допускать, чтобы это важное качество перешло в скряжничество. Мать должна научить дочь быть приветливой, отзывчивой. Часто примеры черствости и эгоизма девочка получает в семье. Нельзя на детей кричать — это показатель бессилия, слабости родителей. Родителям следует интересоваться школьными делами дочери. Девочки быстро взрослеют. Одновременно растет беспокойство родителей. Необходимо с самого детства формировать у девочек высокую самооценку, уважение к себе, укреплять веру в себя, научить их следить за собой, правильно выстраивать личные границы, быть ответственной за свои поступки, строить здоровые отношения с людьми.

В настоящее время нынешнее поколение девочек больше времени тратит на социальные сети в интернете. К примеру, смотрят и снимают видеоролики tik-tok, где нет смысловой нагрузки. Мыслительная деятельность при этом не развивается, внимательность притупляется, теряется интерес к чтению художественной литературы. Родителям нужно ограничивать время пребывания девочек в социальных сетях. Вместо этого прививать любовь к спорту, здоровому образу жизни, использовать интернет для саморазвития, повышения кругозора. В итоге правильное воспитание дает благоприятный результат, чего и желаю родителям.

Литература:
1. Б.Л.Леонидов.Девицам-красавицам. М. «Просвещение»,1986 г.
2. М.Б. Кенин-Лопсан, Традиционная культура тувинцев. Кызыл,2006 г.


Оссур Тараа Салчаковна, ветеран труда МБОУ Хемчикской средней общеобразовательной школ. Журнал “Башкы”, 2022г.