В Год семьи о популяризации традиционных семейных ценностей

Накануне Институт развития национальной школы провел круглый стол на тему «Проблемы формирования традиционных семейных ценностей детей и подростков в современном обществе». Он был посвящен Году семьи в России и прошел с участием научных сотрудников, ветеранов образования, представителей общественных организаций. В повестке — важные вопросы, призванные рассмотреть преемственность поколений в сохранении традиционных семейных ценностей, трансформационные процессы в семье и семейном воспитании, психологические методы взаимодействия родителей и детей в семье. Были также рассмотрены лучшие практики общественных организаций «Союза женщин» и «Совета отцов» Тувы в формировании традиционных семейных ценностей у детей и молодежи.

По мнению участников мероприятия озвученная проблема непосредственно касается образовательных организаций всех уровней. В своих выступлениях они подчеркнули необходимость взаимодействия семьи и школы, объединения усилий всех заинтересованных сторон в области формирования традиционных семейных ценностей, как условия дальнейшего развития и процветания культур народов России.

Вместе с тем, было отмечено, что базовые семейные ценности по основной выполняемой социальной функции – воспитание детей – приходит в противоречие с сохранением этнопедагогического статуса семьи в передаче духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению, родительства, родства, социальных, этносоциальных функции, формированием личности, народа – этноса, российской нации. В этой связи необходимо в образовательных организациях всех видов и уровней проводить работу, направленную на формирование базовых духовно-нравственных ценностей, таких как семья, человек, язык, родная земля, труд, здоровье, природа, культура. Такая целенаправленная работа, безусловно, будет способствовать укреплению связей между поколениями, сплочению родных и близких, основанных на уважении, любви и верности. Чем больше дружных, сплоченных и крепких семей, созданных и живущих в высоконравственной атмосфере согласия, взаимоподдержки, тем сильнее Россия, как многокультурное и многонациональное государство.

В школах и детских садах целесообразно проведение расширенных педагогических советах с участием родительской общественности, Советов отцов, Союза женщин матерей по обсуждению проблем, связанных с формированием психологических механизмов, форм и методов поддержки семьи в формировании нравственных и мировоззренческих ориентиров у детей по сохранению семейных ценностей. Необходимо направлять детей на проведение проектно-исследовательской деятельности. Углубленные знания истории семьи, семейных традиций, своей родословной поможет им в выборе своего жизненного маршрута, будущей профессии и формировании базовых духовно-нравственных ценностей семьи, проникнуться чувством уважения к старшему поколению.

Участники круглого стола отметили, что педагогические коллективы должны уделять особое внимание семьям участников боевых действий. Особенно важна педагогическая поддержка детей погибших или получивших ранения участников специальной военной операции. В этой работе целесообразно тесно взаимодействовать с общественными организациями, ветеранским движением. В повседневной и целенаправленной педагогической деятельности важно учитывать рекомендации буддийской и православной культур по формированию семейных ценностей среди учащихся. Эти рекомендации особенно важны в процессе образовательной деятельности по предметам Обществознание, ОРКСЭ и ОДНКНР.

Нет сомнений в том, что защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в современных условиях становится стратегической проблемой. О необходимости сохранении традиционных ценностей и соблюдения в педагогической практике этого основополагающего принципа идет речь в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Данный документ как источник и основа для организации исследовательской работы и повседневной педагогической практики должен быть внимательно изучен и должен находиться в портфолио любого педагогического работника.

Отметим, что круглый стол был организован лабораторией этнопедагогических исследований под руководством кандидата педагогических наук, доцента А.С.Шаалы.