О разработке адаптированных образовательных программ

Сегодня в Институте развития национальной школы состоялось совещание рабочей группы по разработке дидактической линии по предмету «Родной (тувинский) язык» для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 по 9 классы. Данная задача является одним из пунктов реализации Стратегии государственной поддержки развития тувинского языка в Республике Тыва в период с 2024 по 2033 годы.

В рамках совещания состоялась встреча экспертной группы и группы авторов для обсуждения разработанных учителями-практиками адаптированных образовательных программ НОО, ООО по предмету «Родной (тувинский) язык» для детей с ОВЗ (ЗПР, УО).
Эти программы станут основой для создания дидактической линии по предмету “Родной (тувинский) язык для детей с ОВЗ” в нашей республике. В качестве экспертов были приглашены учитель-логопед школы №10 Алефтина Ондар, учитель-дефектолог школы №17 Сайлык Дондуп и специалист центра «Сайзырал» Урана Дембирел.

Свои работы представили:
– Тивии Салбак Тадар-ооловна (и группа учителей) – учитель начальных классов школы №4 г Кызыла, автор адаптированной образовательной программы по «Родному (тувинскому) языку» в 1-4 классах для детей с ЗПР. (7.1, 7.2)
– Ооржак Лариса Бадыевна – учитель родного языка и литературы Самагалтайской средней школы №2, автор адаптированной образовательной программы по «Родному (тувинскому) языку» в 5-9 классах для детей с ОВЗ.
– Ашак-оол Лариса Болатовна – учитель родного языка и литературы школы № 10, автор адаптированной образовательной программы по «Родному (тувинскому) языку» в 5-9 классах для детей с УО.
– Салчак Агнас Дамдынчаповна – учитель родного языка и литературы школы № 10 г. Кызыла, автор логоальбома в 5-9 классах для детей с ОВЗ.
– Тулуш Радка Монгеевна – учитель родного языка и литературы Хондергейской школы-интерната, автор рабочей тетради по родному языку в 5-9 классах для детей с ОВЗ.

Члены совещания отметили, что программы станут основой для УМК “Родной тувинский язык для детей с ОВЗ” и помогут усвоить детям родной язык, социальный и культурный опыт своего народа, а также обеспечат коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию этой категории обучающихся. Работа в данном направлении будет продолжена.

Организаторы выражают благодарность экспертам и членам рабочей группы за активное участие и разработку адаптированных программ обучения.