В эти дни состоялось открытие Российского буддийского университета, Съезда тувинского буддийского духовенства, а также был проведен круглый стол «Буддийский текст «Кябдо Тийиг» автора Дандарона Лхарамбы: перевод и анализ». В дополнение к этим значимым событиям прошел I Республиканский педагогический форум «Буддизм в современной системе школьного и дополнительного образования: точки пересечения», организованный при поддержке гранта Фонда содействия буддийскому образованию и исследованиям.
Впервые в монастыре «Тубтен Шедруб Линг» собрались учителя общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений, психологи, социальные педагоги и частные преподаватели. Они обсудили, как эффективнее интегрировать воспитательные ценности буддийской этики и культуры в систему общего и дополнительного образования.
На открытии форума участников приветствовали Камбы-лама Республики Тыва Лоден Шераб, известный в России просветитель и духовный наставник, Почетный профессор Тувинского государственного университета Досточтимый геше Джампа Тинлей, уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва Хертек С.С., депутат Верховного Хурала (парламента) Мунге Б.В., и.о. министра образования Соян О. Н., ректор ТывГУ Хомушку О.М.
На пленарной сессии ученые и педагоги из Тувы, Калмыкии, Новосибирской области и Монголии представили доклады о духовно-нравственных ценностях воспитания, основываясь на традициях буддийской культуры, изучении этнокультурного наследия в школьном и дополнительном образовании, а также о реализации учебного предмета ОРКСЭ в школах. С программой социально-эмоционально-этического образования (СЭЭО) в контексте буддийской культуры и современности «Мир людей» познакомила кандидат исторических наук, доцент кафедры философии образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского М.Н. Кожевникова, которая также презентовала свою книгу «Беседы о жизни и смерти».
Форум завершился пятидневным курсом «Введение в социально-эмоционально-этическое направление образования: идеи, программы, методики», который прошли более 100 учителей республики под руководством М.Н. Кожевниковой и О.И. Усковой. В финале курса состоялось обсуждение педагогических проектов и творческих инициатив участников. По итогам работы форума были выработаны рекомендации для дальнейшего развития образовательной системы республики, которые помогут более эффективно интегрировать этические ценности буддизма и духовные практики с учетом историко-культурных и этнических особенностей региона, а также в зависимости от возрастных групп обучающихся.
Организационное содействие при проведении курсов оказали Министерство образования Республики Тыва и Институт развития национальной школы.
