Область: Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, практическая.
Формы деятельности: подгрупповая.
Цель: формировать целостные представления дошкольников о профессиях.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить, обобщать и расширять знания детей о разных видах профессий, уточнить значение трудовой деятельности в жизни человека. Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.
Словарная работа: мир профессий – мергежилдер ораны, воспитатель – кижизидикчи, учитель – башкы, строитель – тудугжу, художник – чурукчу, ветеринар – мал эмчизи, доярка – саанчы, портной – даараныкчы, камнерез – даш чонукучузу, табунщик – чылгычы. Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций о труде;
• чтение художественной литературы;
• наблюдение за трудом людей некоторых профессий.
Методы и приемы: беседа, рассказывание, вопросы, индивидуальные и хоровые ответы, поощрение, работа с картинками, практическое выполнение задания.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация «Профессии», бумажные куклы и спецодежды, инструменты картинки, макет для игры «Аът шалбадаары» .
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент
«Добрый день, добрый час!» поиграем мы сейчас. Ребята вы хотите поиграть? Дети: «Да, хотим!» Ну, тогда не ленитесь, полукругом становитесь.
1. Вводная часть. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычный мир – в мир профессий. На тувинском языке – Мергежилдер ораны. Но, чтобы туда попасть, нужно вспомнить мою профессию.
– Как называется моя профессия?
Дети: Воспитатель. – Правильно молодцы! На тувинском языке Воспитатель – Кижизидикчи башкы. Повторите, пожалуйста.
– А что делает воспитатель? (ответы детей)
Дети: Вы воспитываете детей, укладываете спать, читаете сказки, обучаете их чему – то новому, готовите к школе.
– Всё правильно вы сказали. Воспитатель – эта очень интересная и нужная профессия. Вы угадали мою профессию, и вот мы попали в мир профессий. Приглашаю вас посмотреть презентацию «Профессии».
2. Основная часть. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
– Внимательно смотрим и запоминаем. (показ слайдов)
– Кого вы видите? Как вы думаете, человек какой профессии?
1 слайд: профессия ветеринара – мал эмчизи (человек, который лечит животных).
– Как вы догадались? Молодцы!
2 слайд: доярка – саанчы (специалист, который кормит коров, ухаживает за ними, доит их).
3 слайд: портной – даараныкчы (человек, который шьет одежду для детей и взрослых). 4 слайд: камнерез – даш чонукчузу (мастер по обработке камня).
5 слайд: табунщик – чылгычы (пастух табуна лошадей).
– Молодцы, ребята, много узнали профессий. Наши глазки устали, предлагаю гимнастику для глаз.
Посмотрите на меня.
Глазкам нужно отдохнуть,
Раз направо, два налево,
Три на вверх, четыре вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Поморгаем много раз
Глазкам стало хорошо.
А теперь все вместе (повтор с детьми).
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «АЪТ ШАЛБАДААРЫ» – «ЗААРКАНИВАНИЕ КОНЯ». Представьте себя настоящими табунщиками, вам надо будет заарканить коня и поймать его на скаку, сначала давайте я вам покажу (показ). Встаете в одну колонну, метаете кольцо, правой рукой направляя в цель (дети поочередно бросают кольцо). Среди табунщиков оказался самым метким…
Переходим к следующей игре. Дидактическая игра «КОМУ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?»
– На столе лежат картинки. Положите картинки в подходящие окошки и расскажите, какие нужны предметы. Работаем парами, помогаем друг другу.
– Какие инструменты у водителя – чолаачы (дорога, автомобиль, ключ, руль); Учитель – башкы (доска, глобус, парта, книги); Врач – эмчи (градусник, шприц, лекарство, бинт). Молодцы, справились с заданием.
На физкультминутку нам пора. («Профессии»)
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
Вмиг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны),
В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали!( ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»).
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз – кирпич и два, и три – (поднимаем руки вверх) Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончилась игра, возвращаться нам пора!
Воспитатель: Сядем в круг загадаю вам загадки, а вы отгадайте (читаю).
1. Если вьется пламя, Дым валит столбом, «01» мы набираем, И на помощь позовем (Пожарный – өрт өжүрүкчүзү)
2. У него серьезный вид, За порядком он следит. Ясным днем, ночной порой Охраняет наш покой. (Полицейский – Шагдаа)
3. С малышами я вожусь,
С ними дни все провожу,
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать,
И, конечно же, люблю
Я профессию свою.
(Воспитатель – кижизидикчи)
Молодцы, все загадки отгадали.
Закрепление изученного материала. Игра «Оденем бумажную куклу на работу».
Подойдите к столу.
– У всех профессий есть своя специальная одежда, чтобы было удобно и комфортно работать.
– На столах лежат бумажные куклы, вам надо выбрать специальную одежду и одеть куклу. – Какую специальную одежду ты выбрал(а)? (пожарный, парикмахер, полицейский, повар, врач, воспитатель, строитель, учитель).
Молодцы, все справились с заданием.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие.
– Важно ли то, что вы сегодня узнали? (Ответы детей)
– Я вам предлагаю сегодня пойти вечером домой и рассказать о профессии вашей бумажной куклы своим родителям. Я хочу вам подарить эти красивые бумажные куклы на память о нашем занятии. Спасибо вам за приятное занятие.
Айлана Оолакайевна БУДЕГЕЧИ, воспитатель второй младшей группы детского сада «Солнышко» Чеди-Хольского района.
Фото из открытых источников.