ДОШКА – ЗАГАДОЧНЫЙ УЗЕЛ(разработка открытого занятия)

Аннотация: разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лоскутная мозаика».
Цель занятия: обучение технике завязывания узла «Дошка».
Задачи:
1. Развивающая: способствовать развитию двигательной и сенсорной сферы обучающихся, овладение моторикой мелких мышц, пальцев рук, развитие глазомера, точности и тонкости подбора гармоничных цветов в изделиях.
2. Воспитывающая: воспитывать положительное отношение к коллективному взаимодействию в процессе выполнения заданий и соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.

Оборудование и материалы: разноцветные шнуры, схема завязывания узла «Дошка», колесо «Творения», тувинские национальные головные уборы, тувинская национальная безрукавка, презентация, проектор.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический и объяснительно-иллюстративные, рассказ, объяснение, демонстрация выполнения узла «Дошка».
Тип занятия: практический. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационная часть.
С добрым утром!
Начат день,
Первым делом гоним лень.
На занятии не зевать,
А работать и отвечать.
– выявление отсутствующих и заполнение педагогом журнала группы;
– проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Основная часть.
– Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на этот предмет. Кто из вас знает, что это такое? (ответы обучающихся). Тема нашего занятия: «Дошка – загадочный узел». И на этом занятии мы научимся завязывать узел, который называется на тувинском языке «дошка». Это плетеный из круглого шнура узел округлой формы с небольшим выступом на макушке и двумя концами шнура внизу. Дошка – это не только узел, это еще и символ счастья, т.к. это узловой вариант самого распространенного тувинского национального узора «Олчей удазыны». Этот узор иначе называют «Бесконечная нить счастья», потому что он символизирует бесконечную череду жизненных процессов, линию жизни без начала и конца. Другими словами «Вечность жизни».
– А вы знаете, для чего применяется узел дошка? (ответы обучающихся)
– Молодцы! Правильно! Этот узел широко применяется в тувинских национальных головных уборах, как навершие шапки и имеет более крупный размер. В национальных костюмах дошка, плетенная из тонкого шнура, имеет маленький размер (примерно в 1 см. диаметром) и используется в качестве пуговицы. В старину наиболее популярными были дошка красного цвета. А теперь плетут из тканей разного цвета.
– Ребята! Скажите, пожалуйста, ваш любимый цвет. Разнообразие в нашей жизни оттенков и цветов не только радует глаз, но и помогает создавать определенное настроение. (значение цветов)используется в качестве пуговицы. В старину наиболее популярными были дошка красного цвета. А теперь плетут из тканей разного цвета.

Значение цвета:
Красный цвет символизирует поток жизненной силы. Он активизирует удачу, приносит процветание. Это цвет энергии, смелости.
Желтый – цвет солнца. Солнце несет жизнь, радует и согревает. Желтый цвет дарит тепло и создает уют.
Оранжевый цвет – это цвет созидания, оптимизма, коммуникабельности, свободы, молодости и действия.
Зеленый – это цвет жизни. Символизирует рост и развитие. Предвещает счастье.
Синий – символ водной стихии. Медитативный, успокаивающий цвет. Способствует вдохновению и осуществлению желаний.
Черный цвет – символизирует тайну. Это цвет независимости, изысканности, но при умеренном применении.
Белый – это цвет искренности и целеустремленности. Несет чистоту, новизну и свежесть. Вот и узнали значение цвета тканей, с которым будем работать.

3. Практическая часть. (раздать схему завязывания загадочного узла дошка.)

– Раз мы узнали о загадочном узле «Дошка», что мы будем дальше делать? (ответ учащихся: научиться завязывать узел).
– Правильно. И сейчас мы научимся завязывать загадочный узел дошка. При плетении соблюдаем следующие пропорции:
Верхний выступ по высоте должен быть равен половине высоты округлой части. Если выступ сделаем длиннее или короче, то нарушится гармония.
– Прежде чем приступать к работе, повторим технику безопасности. Я вам буду объяснять, как правильно завязывать загадочный узел, а вы внимательно слушайте и повторяйте. Если что-то будет непонятно, прочитайте схему или спросите, подняв руку.
Физкультминутка: – Прежде, чем приступить к завязыванию узла дошка, сделаем небольшую разминку: Вы, наверное, устали? Так давайте отдохнем. Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились,
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем.
Мы работаем руками
Раз-рывок и два-рывок.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
А теперь тихонько сядем,
И работать будем дальше.

Отдохнули, итак продолжаем практическую часть. Схема завязывания загадочного узла «Дошка». Узел завязываем на левой руке, рабочие пальцы – большой и указательный.

1. Вокруг указательного пальца, начиная между пальцами большим и указательным, завязываем шнур. 2. Правым концом шнура завязываем вокруг большого пальца, начиная спереди. 3. На этом же пальце находится перекрещение шнура и, держа за эту часть шнура, вынимаем, переворачивая, накладываем на шнур в указательном пальце. Придерживаем большим пальцем. 4. Берем за конец веревки, которая от себя, и проталкиваем через шнур в указательном пальце. 5. Аккуратно расправляем. 6. Находим четырехугольную середину этого узла, а та часть, которая вокруг указательного пальца – это будет выступ. Аккуратно снимаем и переворачиваем. 7. В середину проводим шнур. Берем за один конец шнура, проводим через правый выступ и проталкиваем в середину. 8. Берем, за второй конец шнура проводим, через левый выступ и проталкиваем в середину. 9. Правой рукой держим за выступ, а левой рукой за оба конца шнура и слегка тянем, чтобы получился узел дошка. 10. Расправляем аккуратно, соблюдая пропорции выступа и округлой части узла.

– Ребята, во время работы я вам прочитаю легенду о национальной плетеной пуговице «Дошка».

В незапамятные времена в долине реки Каргы жила женщина. Она была большой мастерицей. И звали ее Шевер-Кадай – мастерица-искусница. Все окрестные аалы обращались к ней с просьбой сшить одежду. Был у этой женщины единственный сын, в котором мастерица души не чаяла. Да и сын был очень привязан к матери. И у него были золотые руки, любил мастерить разную утварь. Это были времена, когда шелка и украшения привозили из далекой страны – Китая. В то время только состоятельные люди шили одежду из дорогих и красивых шелков, украшали красивыми серебряными, бронзовыми, жемчужными пуговицами. Их привозили заезжие китайские купцы, меняли на меха и скот. Это могли позволить себе только те, у кого было много скота. Шевер-Кадай с сыном жили бедно. Однажды сын сказал матери: «Сколько вы будете шить одежду другим, сшейте себе красивый тон!» – Обрадованная вниманием сына женщина достала припасенную ткань и принялась за шитье. Работа спорилась в ее руках. Скоро красивый тон был готов. Но вот беда – не было пуговиц. Опечалилась женщина – пригорюнился сын. Вскоре юноша вскочил: «И у вас будут красивые пуговицы!»-вскрикнул он. Из тоненьких полосок шелка начал он плести пуговицы. В умелых руках юноши тоненькие полоски загадочным образом переплелись, образовав узел счастья. Это была пуговица дошка. Так своим появлением пуговица дошка обязана огромной любви сына и золотым его рукам. Дошка символизирует крепкую семью, дружбу и бесконечное счастье. Поэтому в те годы тувинец должен был уметь плести пуговицу, и каждый, кто владел этим мастерством, гордился своим умением.
Автор легенды: Мая Дыртык-Караевна Делгер, педагог ДО гимназии №9 г. Кызыла.

3. Заключительная часть. Мини-выставка. Защита выполненной работы. Выходим со своими работами к доске и защищаем. Выполненную работу выставляем в колесо «Творения». Рефлексия.

– Какой технике вы научились? (техника завязывания узла).
– Понравилось ли вам завязывать узел?
– Какие затруднения вы испытывали?
– Я хочу поблагодарить вас, ребята, за вашу хорошую работу в завязывании загадочного узла «Дошка». Как говорится в народной пословице, «Хорошая работа – немеркнущая слава». Я надеюсь, что и в дальнейшем это знание вам пригодится и будет полезным не только для вас, но и для ваших близких и родных. Есть даже некоторые мастера, не владеющие техникой завязывания узла дошка. Вы можете подарить этот узел своим близким (раздать учащимся узел дошка).

4. Домашнее задание. Нарисовать эскиз тувинских национальных костюмов, головных уборов с загадочным узлом дошка. – Мне с вами было очень интересно. Спасибо вам, ребята. Занятие окончено. До свидания.

Список литературы: Домур-оол В.О. Билиг – эртине, кладовая знаний. – Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг» ИРНШ, 2016 г.

Долаана Кушкаш-ооловна ШАГДЫР, педагог дополнительного образования первой категории Центра развития творчества детей и юношества г. Ак-Довурака. Журнал “Башкы” №2, 2024 г.