НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Home > НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Основные направления НИР ИРНШ

Научно-исследовательская деятельность института проводится в рамках приоритетных задач, реализуемых в системе образования Республики Тыва, а также реализации Государственной программы «Развитие тувинского языка на 2017-2020 годы».

Основные направления научных исследований:

— проведение прикладных исследований и экспериментальных разработок содержания общего образования республики с учетом региональной и этнокультурной составляющей;

— обеспечение образовательных организаций учебно-методическими комплектами по тувинскому языку и литературе нового поколения с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, его региональной и этнокультурной составляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва;

— разработка и внедрение образовательных программ, проектов и электронных образовательных ресурсов с учетом языка обучения и языка изучения.

Также в 2020 году основные научные направления определены в рамках реализации региональных проектов, разработанных Институтом: «Тувинский язык — детям» / «Тыва дыл — чаштарга», «Тувинский язык в общеобразовательных организациях» / «Тыва дыл – ооредилге черлеринде».

В рамках проектов будут продолжены мониторинговые исследования уровня владения родным (тувинским) языком дошкольников (“Тувинский язык – детям”) и школьников («Тувинский язык в образовательных организациях»).

 

Публикации ученых Института за 2019 год

в журналах Scopus – 1, ВАК – 10:

 

  1. Сувандии Н.Д. Топонимы-цветообозначения в тувинском языке // Новые исследования Тувы. 2019.-№4.- С.195-206.
  2. Товуу С.С. Исследования буддизма в Туве // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. 2019.- №3 (35).- С.210-2017.
  3. Херел Х.Х. Преломление жанра народной легенды в тувинской драматургии (на материале пьесы «Хайыраан бот» В.Кок-оола) // Вестник Бурятского государственного университета (ВАК). Выпуск 10(1), 2019. – С. 249-256.
  4. Херел А.Х. Межкультурный диалог в национальных литературах Сибири // Казанская наука, 2019, №9 (ВАК). В печати. Объем 0,34 а.л.

        5.Эренчинова Т.А.Модель поликультурной школы: итоги педагогического эксперимента // Мир науки, культуры, образования. №6, 2019 г (ВАК). В печати. Объем 0,56 а.л.

         6.Доржу К.Б.Образ воды в поэзии А.Уержаа // Мир науки, культуры, образования. №6, 2019 г. (ВАК). В печати. Объем 0,32 а.л.

  1. Чамзырын Е.Т. Творчество тувинского детского писателя Э. Кечил-оола // Казанская наука. №8, 2019. – С.27-32.
  2. Шаалы А.С. «Язык и этническая культура в системе образования» //«Современное педагогическое образование», рассмотрена и одобрена к публикации в № 12, 2019. 9 п.л. ;
  3. Сундуй Г.Д. Возрастной символизм детства в этнопедагогических традициях Народов Южной Сибири и Западной Монголии// «Мир науки, культуры, образования»- № 4., 2019. 9 п.л.;
  4. Сундуй Г.Д. «Тенденции совершенствования кросскультурной грамотности учителя». Там же. 7 с.;
  5. Ооржак Л.Х. «Литература – эхо эпохи» (Журнал “Мир науки, культуры, образования”. Научная отрасль: 10.01.02.).Электронная версия выйдет после 25 декабря 2019 г. http://amnko.ru)

 

Публикации в других изданиях – 18:

  1. Товуу С.С. Реализация государственной языковой политики в области образования в Республике Тыва // Сборник статей Международного симпозиума «Межэтнические и языковые взаимодействия в социокультурном пространстве России: прошлое и настоящее, г. Санкт-Петербург. 1,2 п.л.;
  2. Товуу С.С. Тувинский язык в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов России в сфере общего образования: современное состояние и перспективы развития» 12-13 декабря 2019 года, г Москва, 1 п.л. в печати;
  3. Херел А.Х. Роль одноактных пьес В.Кок-оола // Родные языки тюркских народов Сибири в современном изменяющемся мире: перспективы научных исследований, документирование, преподавание // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ТувГУ, г. Кызыл, 17-18 сентября 2019 года (РИНЦ). В печати. Объем 0,38 а.л.
  4. Херел А.Х. А.Даржайның «Четкерчеткизи» депдрамазында чөрүлдээлер// Актуальные проблемы исследования современного литературного процесса Республики Тыва // Материалы республиканской научной конференции, посвященной 75-летию Народного писателя РТ, видного общественного и государственного деятеля А.А.Даржая, 20 сентября 2019 года. ТИГПИ, г. Кызыл. – С.28-31. Объем 0,30 а.л.
  5. Эренчинова Т.А. Поликультурная образовательная среда школы как условие сохранения и развития культурного многообразия народов России // Башкы. №4, 2019.В печати. Объем 0,57 а.л.
  6. Эренчинова Т.А. Пути совершенствования работы методических объединений учителей тувинского языка и литературы в образовательных организациях республики //Родные языки тюркских народов Сибири в современном изменяющемся мире: перспективы научных исследований, документирование, преподавание.ТувГУ, г. Кызыл, 17-18 сентября 2019 года. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ТувГУ, г. Кызыл, 17-18 сентября 2019 года. В печати. Объем 0,24 а.л.
  7. Доржу К.Б. Филологический анализ текста в школе //Родные языки тюркских народов Сибири в современном изменяющемся мире: перспективы научных исследований, документирование, преподавание. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.ТувГУ, г. Кызыл, 17-18 сентября 2019 года. (РИНЦ). Объем 0,21а.л.
  8. Ооржак М.Н. А. Даржайның «Дазыл» деп шүлүк-чугаазыныңүндезиннери //Актуальные проблемы исследования современного литературного процесса Республики Тыва. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 75-летию Народного писателя РТ, видного общественного и государственного деятеля А.А. Даржая, 20 сентября 2019 года, ТИГПИ, г. Кызыл. – С.70-74.
  9. Сарыглар Ч.А. А.Даржайның «Чоорганболгантываларым» деп бодал сонединдеөгбелерниңмергенугаадыглары //Актуальные проблемы исследования современного литературного процесса Республики Тыва. Материалы республиканской научной конференции, посвященной 75-летию Народного писателя РТ, видного общественного и государственного деятеля А.А. Даржая, 20 сентября 2019 года, ТИГПИ, г. Кызыл. – С.65-70.
  10. Шалык Ч.С. Вопросы создания электронных версий учебников по тувинскому языку: виртуальный словарь по тувинскому языку //Родные языки тюркских народов Сибири в современном изменяющемся мире: перспективы научных исследований, документирование, преподавание. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ТувГУ, г. Кызыл, 17-18 сентября 2019 года. (РИНЦ). Объем 0,23 а.л.
  11. Шаалы А.С. Родной язык как фактор формирования этнической и гражданской идентичности обучающихся в Республике Тыва // Сборник статей Международного Симпозиума по родным языкам народов России, г. Санкт-Петербург – 4 п.л.;
  12. Шаалы А.С. Колыбельные песни и сказки как педагогические миниатюры в наследии академика Г.Н.Волкова //Материалы ХV Волковских этнопедагогических чтений с международным участием «Колыбельные песни и сказки как педагогические миниатюры народов мира». – Кызыл: ИПО «Билиг»– С. 4-8;
  13. Сундуй Г.Д. Колыбельные песни как искусство воспитания //Материалы ХV Волковских этнопедагогических чтений с международным участием «Колыбельные песни и сказки как педагогические миниатюры народов мира». – Кызыл: ИПО «Билиг». – С. 41-45;
  14. Ооржак Л.Х. Шүлүкчү болгаш үе //Материалы республиканской научно-практической конференция, посвященной 75-летию Народного писателя РТ, видного общественного и государственного деятеля А.А. Даржая «Актуальные проблемы исследования современного литературного процесса Республики Тыва»./Под.ред.У.А.Донгак. к.филол. н, З.Б.Самдан, к. филол. наук. – Кызыл: ГБУ «НБ им. А.С.Пушкина РТ», 2019.
  15. Ооржак Л.Х. Өпей ырылар болгаш тоолдар //Материалы ХV Волковских песни этнопедагогических чтениий с международным участием «Колыбельные и сказки как педагогические миниатюры народов мира». – Кызыл: ИПО «Билиг». – С. 62-68;
  16. Нончат Б.О. Региональный проект «Тувинский язык — детям» в дошкольных образовательных учреждениях Республики Тыва. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Родные языки народов России в сфере общего образования: современное состояние и перспективы развития» 12-13 декабря 2019 года, г Москва, 0,4 п.л. в печати;
  17. Херел А.Х. Оореникчилерге шинчилел ажылын чорудары // Башкы. 2019 (2). Ар.88-90.
  18. Ооржак Л.Х. Литература – эхо времени // Мир Науки. Культуры. Образования. Международный научный журнал: Редакция журнала “Мир науки, культуры, образования” – Барнаул: Типография “Концепт”. – С.667-669.

 

Подготовка научных кадров

 

В 2019 году защиту прошли 1 (запланировано — 1), из них защиту кандидатской диссертации 1, защиту докторской диссертации 0.

Херел А.Х., старшим научным сотрудником завершена работа над  диссертацией по теме «Творчество В.Кок-оола и его роль в становлении и развитии тувинской драматургии» и представлена в Диссертационный совет Института мировой литературы им. М.Горького РАН(г. Москва).  Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02 — Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа, Калмыкии, Урала, Поволжья, Карелии, Севера, Сибири и Дальнего Востока) состоялась 30 января 2019 года и ей присуждена ученая степень кандидата филологических наук. Объем работы – 176 страниц.