Лаборатория ЭПИ

Лаборатория этнопедагогических исследований

Заведующая лабораторией этнопедагогических исследований

Сундуй

Сундуй Галина Донгаковна, кандидат педагогических наук

первый директор Института развития национальной школы (с ноября 2006 по январь 2010 г.)

E-mail: sundui@inbox.ru

Адрес: 667011 г. Кызыл, ул. Калинина 1 Б, кабинет 431

Ведущий научный сотрудник

Шаалы

Шаалы Алевтина Сугдуровна, кандидат педагогических наук

директор Института развития национальной школы с января 2010 года по январь 2018 года.

Телефон: (39422) 6-27-54

E-mail: alyashaaly@yandex.ru

Адрес: 667011, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина 1 Б, кабинет 433

Младший научный сотрудник

Куулар

Куулар Ангыр-Чечек Викторовна

E-mail: chechek05@mail.ru

E-mail лаборатории: ethnopedagogika.irnsh@mail.ru

Лаборатория этнопедагогических исследований по своему статусу является структурным научно-исследовательским подразделением государственного научного учреждения Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы». Она создана на основании приказа ИРНШ №11/д «Об открытии лаборатории этнопедагогических исследований»  от 20.01.2010 г.

Предмет, цели, направления и задачи деятельности лаборатории.

Лаборатория создана с целью осуществления фундаментальных и прикладных исследований по этнопедгогике тувинского народа.

Предметом деятельности лаборатории является проведение научных исследований и разработок. Основная цель – создание этнокультурной составляющей содержания образования.

Основными направлениями деятельности лаборатории являются:

— организация, координация и выполнение фундаментальных и прикладных исследований по этнопедагогике;

— обеспечение учреждений образования учебно-методическими комплектами по народоведению на основе научных исследований;

— проведение экспертиз научных и учебно-методических работ в области этнокультурной части образования.

Основными задачами лаборатории являются:

— обеспечение демократических принципов образовательной системы, предусматривающих учет особенностей республики: этнопедагогической, этнокультурной, природно-климатической и др.

— обеспечение детей и педагогических кадров современной учебной, научной, научно-методической литературой по этнопедагогике;

— выполнение государственных заказов (целевые программы, составление энциклопедий и т.д.) по заданиям Правительства РТ, Министерства образования и науки РТ или деловым партнером, а также образовательными и научными учреждениями, организациями или физическими лицами.

Лаборатория осуществляет образовательную деятельность по авторским программам этнокультурной части образования.

Организует исследования как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими подразделениями института, учреждениями науки и образования Республики Тыва, Российской Федерации, а также иностранными государствами. Ведет фундаментальную картотеку этнопедагогической и этнопсихологической терминологии тувинского языка. Создает научно-популярные, учебные фильмы об этнопедагогике и этнокультуре для образовательных учреждений республики.

Принимает участие в разработке теоретической основы создания учебной литературы этнокультурной части образования, накопляет и систематизирует научную информацию об этнопедагогике тувинского народа, проводит научно-практические конференции, симпозиумы, выставки, конкурсы в соответствии с направлениями деятельности, проводит научные консультации.

В лаборатории ведутся исследования теоретико-методолигеских основ этнокультурного содержания образования. Проводятсяфундаментальные исследования: Сундуй Г.Д. «Мир детства кочевой Азии», «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности», Шаалы А.С. «Этнопедагоический диалог культур народов Саяно-Алтая».

Прикладные исследования: Допул У.П. «Роль тувинских народных игр в учебно-воспитательном процессе ДОУ».

С целью определения содержания форм и методов духовно-нравственного воспитания учащихся в Республике Тыва коллективом авторов (М.Б.Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак, Г.Д. Сундуй, А.С. Шаалы) разработана «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва». Выпущены монографии Г.Д. Сундуй «Мир детства кочевой Азии», А.С. Шаалы «Этнопедагогика тувинского народа», Г.Д. Сундуй, М.М. Ооржак «Библиографический указатель Тыва чогаал», Допул У.П., Монгуш Б.М. «Примерная программа по художественному чтению в ДОУ «Чечен чогаал». Электронное учебное издание сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» на тувинском языке (Сундуй Г.Д., Допул У.П., Монгуш Б.И.) находится на стадии тиражирования.

Проведена международная конференция этнопедагогических чтений «Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии» посвященная педагогическому наследию действительного члена РАО, д.п.н. профессора Г.Н. Волкова.

Научные сотрудники лаборатории ежегодно принимают участие в научно-практических конференциях с международным участием, всероссийских и региональных конференциях по проблемам этнокультурной составляющей содержании образования. Были разработаны методические рекомендации по разработке основных образовательных программ начального общего образования. Разрабатываются примерные программы по духовно-нравственному воспитанию для всех ступеней образования.

         Проблемы.

Разработка тувинского энциклопедического педагогического словаря. Реализация концепции духовно-нравственного воспитания. Этнокультурное составляющее вариативной части основной общеобразовательной программы, создание программ, учебников, учебно-методических рекомендаций и т.п. Создание электронных ресурсов хрестоматии по детской литературе, электронных иллюстрированных изданий по тувинским народным сказкам и по сказкам народов мира.

Лабораторией этнопедагогических исследований в 2014 году продолжено исследование по теме «Духовно-нравственное формирование школьников в процессе воспитания совести». Разработана методика проведения исследования уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у учащихся республики по девяти ценностям, определенным Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва.  Проведено обследование на базе образовательных учреждений Эрзинского кожууна. Предварительные итоги были подведены на августовском совещании работников образования Республики Тыва и на уровне управления образованием Эрзинского кожууна. Исследования выявили достаточную сформированность этнической, гражданской и социальной идентичности обучающихся. Контент-анализ полученных данных показывает следующие результаты:

Ответы на вопрос «Что такое семья»дают повод говорить о крайне недостаточной ориентированности родительского и педагогического сообществана проблемы семьи и семейного воспитания. Большинство учащихся дало ответ на этот вопрос чисто интуитивно, исходя из личного опыта. Из 119 опрошенных детей правильный ответ дали только 3 человека (8,4%). По отношению к природе у школьников, хотя и фиксируется позитивный подход, отмечается отсутствие личного вклада в дело защиты природы, чувства собственной нравственной ответственности.  Следует особо заострить внимание на полученные данные по вопросу  «Кому можете открыть свои душевные переживания?». Почти половина учащихся доверяет свои переживания близкому другу (подруге), далее родители, мать, сестра в отдельности. Отец как отдельное лицо занимает девятую позицию против второй позиции матери.  Совершенно незавидную позицию в данном контексте занимает учитель (10,9%). Из 119 опрошенных только 13 учеников открывают учителю свои проблемы. Анализ ответов по классам выявил невероятно негативную картину.  В частности, из 50 опрошенных четвероклассников доверяет учителю 12 человек (24,0%), ни один из 35 восьмиклассников не назвал учителя, из 34 десятиклассников только один ученик может поделиться своими переживаниями с учителем. Налицо факт катастрофического падения авторитета учителя перед своими учениками.Вопрос №18  «По каким причинам может появиться угроза жизни человеку?» был сформулирован в целях выявления причин суицидальных поступков. Среди выявленных 9 угроз зафиксированы  угрозы жизни, связанные с душевными переживаниями (20,2%, третье место). Для учащихся 10-х классов угрозой для жизни выступают собственные нехорошие мысли, горесть, неразделенная любовь, зависть, безнравственные мысли других людей, общая низкая культура (29,4%).   Как показывает анализ, превалирует в ответах виды неорганизованного свободного времени детей. Доля неорганизованного вида свободного времени составляет 27,7%, организованного (3,3%).

Сотрудниками лаборатории разработаны примерная программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие детей Республики Тыва на период 2014-2016 годы» и методические рекомендации для образовательных учреждений к разработке программ духовно-нравственного воспитания и социализации личности. Для апробации примерной программы определены экспериментальные площадки на базе детского сада №19 г. Кызыла, детского сада «Салгал» с.Барлык, Хондергейской СОШ, Шамбалыгской СОШ, гимназии №9 г. Кызыла, СОШ №8 г. Кызыла, СОШ №2 г. Турана.

Проведены две полевые экспедиции в Тоджинский кожуун в рамках совместного проекта «Дети Тоджи»  с Адыр-Кежигской СОШ. Цель и задачи полевых исследований  — изучение традиционных видов хозяйствования тувинцев-тоджинцев. Ожидаемый результат – электронные образовательные ресурсы по отдельным видам хозяйствования.  В настоящее время изучена и проанализирована литература по теме проекта, обработана 240 полевых фотоматериалов, составлен текст «Нерест окуня», идет обработка материала работы с информантами с.Адыр-Кежиг.

Проведена экспедиция к памятникам в честь Бильге-кагана, полководца Кюль-тегина (Монголия, Аранхайский аймак) в результате чего предполагается объяснение этнопедагогической сущности завещательной этнопедагогической идеи памятников, их педагогических смыслов преемственности воспитания в кочевой культуре тюркских народов.

Издана монография Г.Д.Сундуй «Педагогика совести» (объем 7 п.л.).

Создан оригинал-макет этнопедагогического фотофильма по мотивам тувинской сказки «Ашак, кадай болгаш алдын-кушкаш» для детей старшей группы ДОУ совместно с Центром развития тувинской традиционной культуры и ремесел.

Сотрудниками лаборатории зафиксированы полевые фактологические материалы, имеющие историко-культурное значение:

фотофиксация материалов выставки «Дети Азии»;

видео-фотофиксация материалов республиканской детской борьбы «Хуреш»;

видео-фотофиксация памятников в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина с проведением обряда почитания (Монголия);

видео-фотофиксация нереста окуни на берегу озера Азас;

фотофиксация жизнедеятельности детей тувинцев-тоджинцев в условиях интерната  (Азас, Ий).

Проведен круглый стол «Межкультурное взаимодействие и взаимовлияние как условие создания поликультурной образовательной среды» в рамках проблемного семинара «Поликультурное образование: опыт, проблемы и перспективы» (19-21 декабря 2013 г.).