
Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образования Республики Тыва «Институт развития национальной школы» (далее – Институт развития национальной школы) 22 апреля 2021 г. провел I Республиканскую научно-практическую конференцию школьников «Монгуш Буян-Бадыргы – основатель тувинской государственности», посвящённую 130-летию исторической личности Тувы в МБОУ «СОШ №18 им. О.М.-Д. Лопсана-Кендена г. Кызыла» (Левобережное дачное общество, ул., Пригородная, 8).
Модератором конференции выступила Шаалы Алевтина Сугдуровна, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией этнокультурного содержания образования ГБНУ Министерства образования Республики Тыва «Институт развития национальной школы», доцент Тувинского государственного университета.
На открытии конференции приняли участие Сарагашева Ирина Васильевна, I заместитель министра образования Республики Тыва, Товуу Сайзана Сергеевна, кандидат философских наук, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва.
В адрес оргкомитета конференции поступило более 36 заявок на участие, принято к участию 34 работ. Научные работы представлены учащимися-исследователями образовательных учреждений Республики Тыва, а именно: сельские школы (70% участников) из Ээрбекской, Кызыл-Арыгской, Аянгатинской, Солчурской, Кызыл-Мажалыкской №2, Хөр-Тайгинской, Чаа-Хольской, Саглынской, Кызыл-Хаинской, Ак-Тальской, Элегестинской, Хову-Аксынской, Владимировской, Бора-Тайгинской, Усть-Элегестинской школы им.Т.Б.Куулар пгт. Каа-Хем; Кызылских №№ 2, 11, 4, 18 (11, 7%), Кызылского президентского кадетского училища, Гимназии №9, лицея «Өлчей» г. Ак-Довурак, Республиканского лицея-интерната, Аграрного лицея-интерната (14,7%).
Заслушано 2 доклада на пленарном заседании: Ооржак Сесимаа Будуповна, заслуженный работник образования Республики Тыва «Моя родословная», Шойзан-оол Ангыр Артемовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна «Только единицы знают, что я – потомок Буян-Бадыргы».
Организована работа 2 секций, где заслушали 35 докладов, в которых отражены результаты исследований школьников о жизни и государственной деятельности основателя Танну-Тува республики Буяна-Бадыргы, его личностных качествах, как человека образованного, знающего монгольский, тибетский, китайский и русский языки, интеллигентного, прогрессивного патриота, думающего о будущем своего народа и развитии родной Тувы. Особый интерес ученических поисков привлекла тема рода Буяна-Бадыргы, о чем представлены работы его прямых потомков, связанных с рождением, усыновлением, получением духовного и светского образования, тяжелыми годами репрессии, о его родных братьях и их судьбе.
Состоялось заключительное пленарное заседание, на котором подведены итоги и вручены дипломы победителям, сертификаты участникам и благодарности научным руководителям.
На I секции «РОЛЬ БУЯНА-БАДЫРГЫ И ЕГО СОРАТНИКОВ ДОНДУК, ШАГДЫР, БОЙДУ В СТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ТУВЫ» первое место присуждено Сундуй Виктории Вячеславовне, ученице 10 б класса МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сата, за работу “Образ Буяна-Бадыргы в сердцах его потомков», Научный руководитель: Кара-Сал Оксана Хуралчыевна, учитель истории. Второе место – Ондар Даяне Начыновне за исследование на тему: «Буян-Бадыргы и его знание языков», третье место – Дыртык-оол Камиле Вениаминовне, учащаяся 9 класса, МБОУ СОШ им.О.К.Оолака за работу “Роль Буян-Бадыргы и его соратников Дондук, Шагдыр, Бойду в становлении государственности Тувы”.
По второй секции «Потомки Буяна-Бадыргы» I место присуждено Монгуш Дарине Дмитриевне, учащейся 9 “Б” класса МБОУ СОШ № 2 им. Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем Кызылского кожууна за исследование «Сарыглар Хажытмаа Будуповна – потомок Монгуша Буян-Бадыргы». Научный руководитель: Монгуш Айлана Борбак-ооловна, учитель родного языка.
II место – Содунам Айдане Андреевне, учащаяся 11 «А» класса МАОО лицей «Олчей» г. Ак-Довурак за исследование “Судьба семьи необоснованно репрессированного Монгуша Будупа Омчулаевича”. Научный руководитель: Содунам Анжида Калин-ооловна, учитель русского языка и литературы.
III место – Сюрюн Намзыраю Артышовичу, учащемуся 7 класса Республиканского лицея-интерната за работу “Вклад потомков Буяна-Бадыргы в отечественную науку”. Научный руководитель: Сюрюн Александр Адыг-оолович, учитель физики.
Кроме призовых мест участники были награждены в номинациях «Поклонение памяти предков», «Юный исследователь», «Родословие», «Юный историк-исследователь»: Монгуш Саира Абдулаевна, учащаяся 9 класса МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Аянгаты «Чьё имя носит моя улица?», научный руководитель Монгуш Долаана Андреевна, учитель родного языка и литературы; Ёндан Экер Эресович, ученик 9 класса МБОУ СОШ Кызыл-Арыг Тандинского кожууна «Две судьбы: противостояние времен», научный руководитель: Куулар Долаана Доржуевна, учитель родного языка и литературы; Шаравии Церин Александровна, учащаяся 6 «В» класса МБОУ СОШ №18, г.Кызыл «Первые тувинские деньги времен Буян-Бадыргы, Тувинской Народной Республики»,
научный руководитель: Иргит Анна Сергеевна, учитель английского языка;
Ондар Доржэ Буяновна, учащаяся 10 класса, МБОУ СОШ №2 г. Кызыла «Анализ стихотворения Зои Намзырай «Буян-Бадыргы», научный руководитель: Куулар Сайсуу Алексеевна, учитель родного языка и литературы; Сарыглар Доржу Владиславович, Ооржак Тэмучин, учащиеся 7 класса ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище». «Репрессией опаленная судьба» (Прабабушка Монгуш Орзанмаа Монгеевна), научный руководитель: Лобода Евгений Владимирович, классный воспитатель; Донгак Доржу Айдыңович, учащийся 7 класса ГАНОО “Аграрный лицей-интернат Республики Тыва” “История усыновления Буяна-Бадыргы”, научный руководитель: Донгак Айлана Аляновна, учитель английского языка
По результатам работы секций конференции были сформулированы следующие рекомендации:
- Использовать успешный опыт образовательных учреждений: МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Аянгаты, МБОУ СОШ им. Ш.Ч. Сата, МБОУ СОШ Кызыл-Арыг Тандинского кожууна, МАОО лицей «Олчей» г. Ак-Довурак, Республиканского лицея-интерната, ФГКОУ «Кызылское президентское кадетское училище», “Аграрного лицея-интерната Республики Тыва” по развитию исследовательской работы в школе.
- Одним из важнейших направлений развития НИР учащихся может стать расширение направлений исследований по изучению исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Тыва, культуры, образования и науки; использование семейно-родовых ценностей в духовно-нравственном развитии личности детей и молодежи.
- Вовлечение в научно-инновационную деятельность большего количества обучающихся по изучению родного края, его истории и личностей-символов.
- Активизировать работу школьных музеев, библиотек, школьных научных объединений в организации НИР учащихся.
- Участники конференции считают весьма полезным и плодотворным практиковать тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений и научных учреждений, Тувинского государственного университета в проведении совместных исследований, диалоговых площадок по проблемам развития исследовательских умений и навыков обучающихся, методологических семинаров по использованию инновационных технологий в школьных исследованиях, сбору и фиксации источников, полевых материалов, оформлению литературы, выбору темы, формулированию основных структурных компонентов и логики исследований и т.п.
- Для углубленной проработки тематики докладов привлекать для участия в работе конференций ведущих ученых Тувы.
- Результаты работы конференции предложено пропагандировать среди школьников для осознанного понимания молодым поколением значимости изучения исторического прошлого тувинского народа и народов России.
- Принятую резолюцию научно-практической конференции опубликовать на сайте ИРНШ.