Методика изучения биографии государственного деятеля, основоположника тувинской литературы, писателя С.К.Токи в образовательных учреждениях Республики Тыва

15 декабря 2016 года исполняется 115 лет со дня рождения Салчака Калбакхорековича Тока (1901-1973), государственного деятеля, писателя, очевидца и участника становления тувинской государственности.

С.К. Тока является ярким представителем советской эпохи, одним из основоположников тувинской литературы. Вся его жизнь была нацелена на повышение культурного, социального положения и трудовой активности населения Тувы.

К юбилею С.К.Тока Институт развития национальной школы подготовил примерный план проведения мероприятий. Современная молодёжь должна знать биографию исторической личности Тувы, читать его книги, чтобы сохранить память о людях, сыгравших неоценимую роль в становлении и развитии тувинской государственности.

Цель и задачи мероприятий:

— воспитание и развитие патриотического сознания, патриотических чувств и патриотического поведения.

— изучение жизни и творчества государственного деятеля,  одного из основоположников тувинской литературы С.К.Тока, его роли в культурно-историческом и социально-экономическом развитии Тувы;

— пробуждение интереса к изучению произведений С.К.Тока;

— формирование интереса к изучению истории, культуры,  жизни и быта тувинского народа.

Суть изучения биографии С.К.Токи состоит в осознанном понимании многогранной, сложной, в то же время заслуживающей достойного признания политической, жизненной деятельности известной личности Тувы.

Объектом изучения становятся  биографические события, исторические факты жизни и творчества С.К.Тока в образовательных организациях.  Необходимость глубокого изучения деятельности С.К.Тока  связана с тем, что в настоящее время мы слабо понимаем, что такое историческая личность, каково его место и роль в становлении и развитии Республики Тыва.

Мерилом ярчайшей, бурной жизни С.К.Тока, как руководителя Тувинской АССР  на рубеже XIX-XX  веков и степени его влияния на глубокие преобразования во всех сферах жизни Тувы  является значимым для каждого человека.

Изучение и исследование биографии С.К.Тока позволяет восстановить пробелы в знании об обществе в целом эпохальные события советской Тувы.

Таким образом, на основе знакомства с биографией государственного деятеля, писателя  С.К.Тока, пропаганды его литературного наследия будет формироваться интерес к изучению истории своего края, жизни и быта тувинского народа.  Изучение  социально-культурных событий, жизненных ситуаций, индивидуальных «духовных кризисов», поворотных моментов, а также литературного наследия «сына тувинского народа, надежного друга россиян» С.К.Токи является предметом анализа коллективного опыта проживания определенной исторической эпохи, социокультурной ситуации всего народа. Такой подход позволяет исследовать стили жизни различных людей, их жизненные стратегии и правила поведения.

Изучение динамики общественных ценностей через художественную литературу представляет особую значимость в переломные моменты жизни общества, поскольку именно биография отдельного человека может служить типичным проявлением определенных социокультурных процессов.

Биографические схемы С.К.Тока в его автобиографической повести  «Слово арата» определяют модель его жизни, цели и отношения, лежащие в основе этой модели (сын, друг, муж, отец, государственный деятель). Семья, в которой родился герой, образование, круг общения, ценностные ориентиры окружающих его людей — все это достаточно отчетливо отображается в его произведении и образует особый образ жизни, через который осуществляется становление личности.

Общество меняется, вместе с тем меняется идеал, сущность, а личность человека «не будет забыто и спустя долгие века», продолжает жить.

Для изучения и анализа политической и литературной деятельности С.К.Тока необходимо исследовать:

— личные документы: дневники, частные письма, альбомы, мемуары, истории семей,  биографии его родителей и т.д.;

— литературные или официальные, научные биографии, а также энциклопедические справки, некрологи и др.;

  • изучение отдельных сторон биографии или жизни личности в целом с помощью биографических интервью;
  • изучение биографий с помощью фокус-групп, когда ведущий (модератор) собирает различных людей (политиков, критиков, писателей, композиторов, художников и т.д.) и предлагает им высказать свои версии. Это полезно при интересе к важным, но крайне многозначным событиям, отражённым в конкретной биографии.

Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности способствует использование алгоритма. В алгоритме заложены  смысловые опоры, на которых  строится  система знаний об исторической личности.

Памятка-схема « Характеристика исторического деятеля».

  1. Сведения о жизненном пути ( происхождение, наиболее существенные факты биографии) Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
  2. Личные качества ( интеллектуальные, нравственные, волевые), степень их соответствия задачам, которые решал исторический  деятель.
  3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
  4. Способы действия; средства достижения цели.
  5. Соотнесенность целей исторического деятеля и интересов какой –либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
  6. Противоречия в деятельности  и личности.
  7. Роль  личности в истории, результаты и значение деятельности.
  8. Отношение ученика к историческому деятелю.
  9. Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.

Изучение биографии С.К.Тока можно строить на основе следующих принципов:

– историзм, показ эволюции жизненного и творческого пути;

– четкая концепция личности и творчества;

– воспитание ученика через художественное произведение;

– взаимосвязь изучения биографического материала и произведений;

– изложение документального материала в форме художественного повествования.

В средних классах из жизни          С.К. Токи следует выбирать наиболее эмоционально насыщенные эпизоды (главы из повести «Слово арата»), высказывания (матери С.Тока, сёстер, друзей, феодалов), фотографии (из серии ЖЗЛТ Салчак Тока). В соответствии с требованиями ФГОС необходимо создавать условия для поисковой, проектной деятельности,  возможность учащимся самостоятельно добывать дополнительный материал о писателе. Иногда жизнеописание можно заменить «разглядыванием» портрета, галереи подобранных репродукций (иллюстрация к «Кодур-оол и Биче-кыс»), фотографий, высказываний автора о жизни и творчестве. Мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг и автобиографий.

При подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям (учебным ситуациям на уроке), посвященным рассмотрению писательских биографий в старших классах, выбор форм работы значителен. Учащимся можно предложить разнообразные опережающие задания репродуктивного и исследовательского характера;  знакомиться с историей жизни и записать в тетрадях особо значимые факты биографии писателя; выделять наиболее яркий эпизод или наиболее интересную характеристику, помогающую лучше понять писателя; подготовить эмоционально-психологический портрет героя; подобрать факты, раскрывающие особенно яркую индивидуальность писателя, его жизненные и писательские принципы и др.

В повседневной практике при изучении биографического материала по тувинской литературе недостаточно используются возможности критических и мемуарных источников для активизации мыслительной деятельности школьников.

В старших классах при изучении творческих биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно-биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.).

Самостоятельность школьников при изучении биографического материала постепенно расширяется. Учащиеся не только знакомятся с биографическими сведениями, помещенными в учебниках, но и дополнительной литературе, воспоминаниями современников, дневниковыми записями. Подобная работа приучает к чтению мемуарной литературы, углубляет и обогащает представления учащихся о личности и творчестве изучаемого автора. Такой литературно-критический жанр, как «слово о писателе», способствует нравственно-эстетическому развитию учащихся, формирует у них умение соотносить личное восприятие биографического материала и его объективный смысл.

Большое место в работе с биографией должна занимать характеристика среды, в которой находился писатель, его современников и – еще шире – его эпохи. «Типологическое» освещение личности писателя должно сочетаться с важнейшей задачей изучения ее неповторимого своеобразия. В биографии писателя должна освещаться не эпоха сама по себе, не хроника событий как таковая или как внешняя канва, а индивидуальная особенность отражения в мировоззрении данного писателя закономерностей действительности, своеобразие его откликов на процессы и явления эпохи.

Литературный курс в старших классах — сложное, противоречивое многоголосное единство, заключающее в себе диалектику исторического движения нации.  Литературное произведение является фактом истории, истории культуры, истории литературы и биографии автора. Обращение к биографии и к эпохе слова необходимо не только для объяснения произведения, но в первую очередь для его понимания,  понимания эстетического в том числе.

При изучении жизни и деятельности С.К.Токи основной опорой будет книга «Салчак Тока» из серии «Жизнь замечательных людей Тувы», выпущенная в Москве в 2015 году при финансовой поддержке Русского географического общества.

Литература:

  1. Даржаа Д. Чогаалчының мергежили: С. Токаның “Боттанган күзел” деп шиизиниң дугайында / Д. Даржаа // шын, 1962. — Дек.2.
  2. Ильичева С. Детство в берестяном чуме / С.Ильичева // Новый мир, 1951. — №4.
  3. Ломидзе Г. Истоки единства: о первой части трилогии С.Тока “Слово арата” / Г. Ломидзе // Вопросы литературы, 1972. — №2.
  4. Саган-оол О.К. Краткий очерк тувинской литературы / О.К. Саган-оол, Ю.Ш. Кюнзегеш, А. Мазуревская // Литература народов Сибири: сб. статей. — Новосибирск, 1956. — С.91-117.
  5. Салчак Тока: коллективная монография. / Н.М. Моллеров, А.К. Канзай, Г.Ч. Ширшин и др. — М.: СЛОВО / SLOVO, 2015. — 544 с.: ил. — (ЖЗЛТ: Жизнь замечательных людей Тувы).
  6. Сувакпит О.Ө. Чогаалчы болгаш бистиң үениң кижизи: С. Токаның “Ада көрбээнин оглу көөр” деп тоожузунуң дугайында / О.Сувакпит // Шын, 1963. — Окт.25.
  7. Серен-оол Ч. “Чаа Тыва” дугайында номчукчунуң бодалы

/ Ч. Серен-оол // Шын, 1965. — Янв. 14.

Куулар Д.С. “Араттың сөзүнде” найырал темазы / Ч.Куулар // Улуг-Хем, 1972. — №30. — Ар. 256 — 261.

  1. Стронская Е. “Слова арата” / Е. Стронская // Звездочка, 1951. — №2.

Sorry, comments are closed for this post.