Дискуссионная площадка «Мужское воспитание в традиционной культуре тувинцев»

20 ноября 2015 г. на базе Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел в рамках II Республиканского съезда педагогов-мужчин «О роли мужчины–педагога в воспитательном процессе» прошла дискуссионная площадка «Мужское воспитание в традиционной культуре тувинцев». В ней приняли участие 80 педагогов-мужчин из г. Кызыла, г. Ак-Довурака, Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Кызыльского, Монгун-Тайгинского, Пий-Хемского, Сут-Хольского, Тандинского, Тес-Хемского, Тоджинского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского, Чеди-Хольского и Эрзинского кожуунов Республики Тыва.

В дискуссионной площадке обсуждались проблемные вопросы, касающиеся выявления наиболее эффективных технологий проведения воспитательной работы педагогами-мужчинами образовательных организаций через народные обычаи и традиции, совершенствования воспитательной работы в общеобразовательных организациях.

IMG_20151120_105255

В ходе состоявшихся дискуссий были высказаны различные мнения и предложения по ведению воспитательной  работы средствами народной педагогики, профилактики правонарушений в общеобразовательных организациях.

       В ходе работы площадки были озвучены следующие предложения:

  1. Ховалыг Валерий Самбылдаевич, врач, председатель родового сообщества:
  • предлагаю управлению Камбы-Лама Республики Тыва вести целенаправленную работу по разъяснению назначения субурганов, которых очень много, но, однако, от этого мало что изменилось в сознании граждан;
  • предлагаю советам учителей-мужчин серьезно взаимодействовать  с родовыми сообществами в целях защиты детства от негативных явлений, например: табакокурения, употребления спиртных напитков, жестокого обращения со стороны родителей, безнадзорности и т.д.    
  1. Куулар Белек Викторович, тренер ДЮСШ Тоора-Хемского кожууна:
  • предлагаю распространить игру «Алдын кажык», разработанную Центром тувинской культуры;  разработать подобные интеллектуальные игры, в которых участники чувствуют себя партнерами, а не противниками.
  1.  Монгуш Андрей Алдын-оолович, художественный руководитель Центра традиционной тувинской культуры и ремесел:
  • предлагаю обратить особое внимание на понятие «сүзүк»,  его сущность и функции, т.к. в культуре тувинцев оно играет очень важную духовную роль, особенно для детей, в познании и развитии ценностей семьи, рода, общества и государства.
  1. Монгуш Олег Шожул-оолович, учитель ОБЖ Аксы-Барлыксой школы Барун-Хемчикского кожууна:
  • предлагаю перевести материалы Основ религиозной культуры и светской этики (ОРКСЕ) на тувинский язык, т.к. на родном языке религиозные установки легче воспринимаются и усваиваются.
  1. Бурбу Василий Васильевич, учитель физкультуры с. Бай-Хаак, председатель Совета отцов села:
  • предлагаю работать не с фактами, а профилактикой негативных явлений, только тогда мы можем получить эффект воспитания, например: помочь освобожденным из мест заключения обрести свое место в повседневной жизни, оказать психологическую помощь их детям и  женам.
  1. Дамдын Владимир Март-оолович, директор Эйлиг-Хемской школы Улуг-Хемского района, председатель Совета отцов учителей-мужчин кожууна:
  • предлагаю вести серьезную работу по профилактике табакокурения и ношения ножей. По моим исследованиям из 100 тувинцев 99 курят, а большинство наших мальчиков и юношей имеют при себе ножи.
  • не следует рассматривать работу мужчин-педагогов в контексте только среди мужчин и мальчиков, надо вести работу с бабушками, сестрами, матерями наших детей. Предлагаю усилить профилактическую работу в форме совместных бесед, дискуссий, которые могут дают большой эффект;
  • поддерживаю предложение по поводу совместной деятельности родовых сообществ и совета отцов. Надо начинать с себя – нужно помочь близким родственникам, хотя бы кровным, находящихся в трудных жизненных ситуациях.   
  1. Иргит Андриан Думен-оолович, директор Кара-Хольской школы Бай-Тайгинского кожууна:
  • Предлагаю создать Национальный детский круглогодичный кочевой лагерь для мальчиков. Такой лагерь функционировал в течение пяти лет возле оз. Кара-Холь под моим руководством, но из-за отсутствия финансирования перестал функционировать. Республиканский лагерь высокого уровня мог бы стать местом не только отдыха и профилактики здоровья детей кочевых аратов, желающих получить профессиональное образование и создать свое дело в области сельского хозяйства, но и для сборов юниоров по хурешу, кикбоксингу, дзюдо российского и международного уровней,  полигона для учащихся кадетских школ и классов. 

IMG_20151120_110400

IMG_20151120_104529

IMG_20151120_105009

Sorry, comments are closed for this post.