Методические рекомендации к разработке программ духовно-нравственного воспитания для образовательных учреждений Республики Тыва

Методические рекомендации к разработке программ духовно-нравственного воспитания для образовательных учреждений Республики Тыва

 

Содержание, основные направления организации воспитания, развития и социализации учащихся

 

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта предусмотрена реализация Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва (далее Концепции) и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (далее Программа), задающие основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

Известно, что в Концепциях  формулируются цели и задачи развития, воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, являющаяся фундаментальным ядром содержания образования.   В ней определяются основные принципы, формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России, направленные на воспитание обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и/или культурной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них этнической идентичности и  идентичности гражданина России. Они предусмотрены в  процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в сетевой взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования, в партнерских отношениях с семьей, институтами гражданского общества и  конфессиями.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возникает острая необходимость в осмыслении ценностных параметров содержания воспитания и разработка собственных программ самими образовательными учреждениями.

Программа воспитания и социализации обучающихся разрабатывается на основе нового закона, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва и Программы развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях. Не противореча  друг другу, они являются концептуальной и методической основой для разработки программ воспитания и социализации школьников с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей республики, запросов обучающихся, их родителей и республиканского сообщества.

 

Программа может состоять из:

—  пояснительной записки;

— описания оснований для разработки Программы;

— цели Программы;

— задач Программы;

— базовых национальных ценностей;

— описания целевых групп Программы;

— основных принципов реализации Программы;

— сроков и этапов Реализации Программы;

— содержания и  основных направлений, организации воспитания, развития и социализации учащихся общеобразовательных учреждений;

— мероприятий по реализации основных направлений духовно-нравственного воспитания, развития и социализации личности;

— совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

— планируемых результатов;

— оценки качества воспитания школьников, управление воспитательным процессом по результатам.

Учитывая особенности развития каждой образовательной организации, ее самостоятельность в проектировании своей Программы, считаем необходимым в качестве рекомендации и использования в работе  предложить примерное содержание воспитания, основные направления организации воспитания, развития и социализации учащихся общеобразовательных организаций, которые были смоделированы нами в соответствии с новым законом об образовании и вышеуказанными Концепциями и Программой.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе,  поставленный педагогом перед обучающимися, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность.

1. Гражданско-патриотическое (патриотизм как ценность):

— воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

— формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

— усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;

— развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

— развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

— формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия Тувы и России, уважительного отношения к национальным героям и культурным ценностям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения своего народа и народов России и личностей-символов и противоречивые периоды в развитии Тувы и  российского государства;

— повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

— увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

— развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного  поведения среди учащейся молодёжи.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на развитие межпоколенного (например, поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

— программы и проекты, направленные на исследование истории родного края, природного и культурного наследия Тувы и России;

— программы и проекты, направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;

— программы и проекты, направленные на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;

— программы и проекты, направленные на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей республики, страны (например, в рамках деятельности военно-исторических клубов, школьных музеев воинской славы и т.д.);

— программы и проекты, направленные на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (например, соучастие в проведении общественно значимых мероприятий, профессиональных и республиканских праздников, экологических десантов и т.п.).

2. Воспитание семейных ценностей (семья как ценность):

— формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

— формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений;

— создание условий для понимания обучающимся значимости СЕМЬИ как территории безопасности, где каждый член семьи чувствует ответственность  за ее благополучие, где каждому тепло, уютно, где всегда тебя поймут и поддержат, где на примере родителей подросток учится жить, решать вместе насущные вопросы семьи;

— формирование уважения и почитания своих родителей, старших представителей рода;

— воспитание нравственных установок, предписаний, правил поведения по отношению к семье.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на повышение авторитета семьи  (культ женщины-матери, ребенка, предков), на развитие диалога поколений, на совместное решение воспитательных задач (например, в рамках деятельности школьных клубов отцов и матерей, бабушек и дедушек, в рамках проведения дней семьи, матери, дней национально-культурных традиций семей, обрядовых семейных праздников,  проведения совместных исследовательских проектов о родословной своей семьи, трудовых праздников и т.д.,);

-программыи проекты, направленные на организацию и проведение тематических вечеров, встреч с родителями, совместных мероприятий по разным видам деятельности, особенно по проблемам формирования трудолюбия, здоровьесбережения, привития нравственных норм и правил поведения, эстетической культуры и т.п.; проведение уроков нравственности по обсуждению Кодекса чести мужчин Республики Тыва, «Истоков здоровой семьи, рода, народа», «Уроков отцов», «Уроков матери», «Уроков проповедей старейшин рода», «Уроков мастеров прикладного искусства» и др.;

— проведение совместных с родителями исследований, связанных с сохранившимися народными традициями и ремеслами, искусством, народными играми, выявление их культурно-исторической основы, обсуждение их роли и ценности в современной жизни, их значения для самих носителей этих традиций и юных поколений и т.п.;

— программы и проекты, направленные на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, этнопсихологами, социологами, философами, этнографами, этнопедагогами, правоведами, врачами и т.д.).

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству (труд как ценность):

— формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

— формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека, благополучия семьи, рода и народа;

— формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей  профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности во благо своей республики и России;

— формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

— формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической  деятельности различных профессий, традиционных форм хозяйствования (например, экскурсии на предприятия, аратские хозяйства, в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, союзов успешных предпринимателей, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы в различных трудовых коллективах, в том числе, занимающихся традиционными формами ведения производства, – животноводства, оленеводства, сарлыководства, земледелия, молочной продукции, изготовления традиционных средств быта,  организация специальных профориентационных мероприятий и др.);

— программы и проекты, направленные на развитие навыков и способностей обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (например, школьные кружки, школьные мастерские, школьный пришкольный участок, детские центры творчества, разовые мероприятия – дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);

— программы и проекты, направленные на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (например, мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);

— программы и проекты, направленные на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

4. Правовое воспитание и культура безопасности (человек как ценность):

— формирование чувства социальной солидарности и отношения к человеку как высшей ценности;

— развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

— развитие навыков самопознания, самоанализа, самоактуализации, самоорганизации, самореализации, самосовершенствования и личностного самоопределения;

— приобретение социального опыта, коммуникативных компетенций в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

— формирование у обучающихся способности ставить цели – смыслы своей жизни, строить жизненные планы и реализовывать их, к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;

— формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной (избирательной) культуры;

— развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном (отклоняющееся от общественных норм) и делинквентном (антиобщественное противоправное) поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на формирование человеческого потенциала: готовности к самовыражению, самоорганизации, самопознанию, самоанализу, самореализации, самосовершенствованию и личностному самоопределению;

— программы и проекты, направленные на повышение правовой грамотности  обучающихся (например, в рамках деятельности школы юного правоведа), повышение правовой активности и ответственности (например, в рамках участия в школьных органах самоуправления); распространения правовой информации (например, в рамках тематических классных часов, лекций с приглашением специалистов и др.); проведение олимпиад по правоведению и т.д.

— программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности обучающихся общеобразовательных учреждений (например, в рамках деятельности клубов юных инспекторов дорожного движения, юных пожарных, юных миротворцев, юных спасателей, юных туристов и краеведов и пр.), проведение тематических классных часов, учений и игр по основам безопасности, оказания  первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;

— проведение в общеобразовательных организациях всероссийских (единых) и республиканских мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности, распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.

5. Интеллектуальное воспитание (образование как ценность):

— формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);

— формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);

— формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;

— программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и  юношества, дискуссионных клубов и т.п.).

— программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений.

6. Здоровьесберегающее воспитание (здоровье как ценность):

— формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, ценностных представлений о физическом, психологическом  и социальном (нравственном) здоровье;

— формирование у обучающихся ответственности за свое здоровье, навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во внеурочное время;

— формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (например, регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с носителями здорового образа жизни,  медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, мастер-классов чемпионов республики по разным видам спорта, олимпиад и конкурсов и т.п.);

— программы и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (например, развитие спортивных школ, клубов, кружков, увеличение числа оборудованных спортивных площадок, обеспечение спортивным инвентарем детских оздоровительных лагерей, лагерей отдыха, трудовых лагерей, проведение разнообразных спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории тувинского и российского спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);

— программы и проекты, направленные на формирование культуры здоровья (например, историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, традиционных форм, методов и средств здоровьесбережения, изучение в рамках деятельности кружков и клубов положительных примеров здорового образа жизни в семье и республике, создание школьных музеев здоровья и спорта, проведение в общеобразовательных учреждениях научной работы, связанной с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательной деятельности и т.д.);

— программы и проекты, направленные на обеспечение пропаганды здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий;

— разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи) направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни; создание молодежных спортивных и оздоровительных интернет-порталов информационно-пропагандистской направленности;

— программы и проекты, направленные на обеспечение нравственного и духовного здоровья  (например, научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения, дискуссионные клубы и молодежные центры, рассматривающие вопросы социального партнерства, социальной и межкультурной коммуникации, проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

7. Экологическое воспитание (природа как ценность):

— формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов республики, страны, планеты;

— формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

— формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на изучение республиканских этнокультурных особенностей экологического воспитания (например, в рамках исследовательской деятельности, программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров, школьных живых уголков, биологических и экологических лабораторий и музеев).  Развитие экологического туризма поможет сохранить первозданную природу, уникальные территории республики. Кроме этого, есть огромный потенциал развивать научный и культурный туризм в образовательных учреждениях, учитывая вековые традиции, связанные с буддизмом, шаманизмом, тувинским горловым пением, национальными видами спорта и др.;

— программы и проекты, направленные на развитие международного детского сотрудничества в сфере охраны природы с сопредельными и родственными по культуре странами Монголией, Китаем, Казахстаном и Киргизией;

— программы и проекты, направленные на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.

Культура как ценность распадается по смыслообразующим составляющим на следующие направления воспитания: нравственное и духовное воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуротворческое и эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры.

8. Нравственное и духовное воспитание (духовно-нравственная культура как ценность):

— формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

— формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях родного народа и народов России, об историческом пути и развитии культуры тувинского народа, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур народов совместного проживания;

— формирование у обучающихся системы компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и диалога культур в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

— формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности  на традициях своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

— формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа, народов совместного проживания и других народов России.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на увеличение объема учебной информации по истории и культуре тувинского народа и народов России (например, в контексте деятельности национальных культурных центров – тувинской и русской,  краеведческих клубов, детских и молодёжных общественных объединений, организаций историко-культурной, этнографической и философской направленности), на создание поликультурной образовательной среды;

— программы и проекты, направленные на повышение общего уровня культуры обучающихся общеобразовательных учреждений (например, проведение «открытых кафедр», уроков нравственности, тематических встреч в школах и высших учебных заведениях с приглашением деятелей науки (например, педагогов, психологов, этнографов, социологов, философов и др.), культуры (например, актеров, музыкантов, художников, писателей, журналистов и др.), религиозных и общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения;

— программы и проекты, направленные на исследования традиционной этической культуры тувинского народа;

— программы и проекты, направленные на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (в республике, в стране, в мире).

9. Социокультурное и медиакультурное воспитание (культура как ценность):

— формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенного диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога);

— программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира,  на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.).

10. Культуротворческое и эстетическое воспитание (культура как ценность):

— формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям родной (этнической), национальной (российской) и общечеловеческой культуры;

— формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

— формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

— формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов родной культуры, различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

— формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных этнических (например, горловое пение – хоомей как уникальное творение тувинского народа) и универсальных эстетических ценностей;

— формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной, в том числе тувинской  культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на развитие деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных студий, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

— программы и проекты, связанные с музейной педагогикой, с детским и  молодёжным туризмом (например, деятельность кружков и школ юного экскурсовода, проведение туристических походов и слётов, связанных с изучением истории и культуры тувинского народа, организация дней и декад диалога культур в школе и т.д.).

11. Формирование коммуникативной культуры (культура как ценность, родной язык как ценность):

— формирование у обучающихся языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций;

— утверждение отношения к тувинскому и русскому языкам как государственным, русскому языку  как  родному и второму, как к величайшей ценности, являющейся важнейшей частью духовно-нравственного наследия и достояния русского народа;

— осознание родного и русского языков как сокровищницы средств воспитания, духовной культуры и современной коммуникации;

— обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей тувинского и русского языков на основе изучения выдающихся произведений тувинской и русской художественной литературы и мировой культуры;

— формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм и полилингвизм;

— формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

— формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

— формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

— формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, как факторе духовно-нравственного воспитания, его особенностях и месте в мире.

Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:

— программы и проекты, направленные на развитие, поддержку, сохранение и распространение тувинского и русского и языков как государственных языков, русского как языка межнационального общения в Российской Федерации и Республике Тыва;

— программы и проекты, направленные на развитие языковой личности, речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дискуссий и дебатов на межпредметном уровне и т.д.);

— программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии);

— программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции,  овладением культурой тувинской и русской речи обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного, русского и иностранных языков и т.д.

Содержание воспитательной деятельности образовательных организаций должно найти свое практическое воплощение в мероприятиях по направлениям воспитания, развития и социализации личности, которые планируются образовательными организациями по ступеням образования.

 

Список использованной литературы:

  1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. – Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг», 2011.
  3. Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях (Письмо Минобр РФ от 13 мая 2013 г. № ИР – 352/09).

Sorry, comments are closed for this post.